Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Анализ соответствия занимаемой должности в виде таблицы

Анализ соответствия занимаемой должности в виде таблицы

Анализ соответствия занимаемой должности в виде таблицы

Шаг 3. Уведомить работников о предстоящей аттестации

Всех аттестуемых работников необходимо уведомить о процедуре заранее и под подпись. Насколько заранее, решает работодатель, но оптимальным сроком является один месяц.

Форма уведомления не важна, важен факт, подтверждающий ознакомление. Если сотрудник отказывается, составляется соответствующий акт. Если болеет — направляется соответствующее уведомление по месту регистрации и проживания заказным письмом с уведомлением о вручении.

ГЛАВА 15 Анализ соответствий

Пример 2 (анализ продаж) Данная глава продолжает тему главы Построение и анализ таблиц. Мы рекомендуем просмотреть ее, а затем приступить к чтению данного текста и упражнениям на STATISTICA. Анализ соответствий (по-английски coirespondence analysis) — это разведочный метод анализа, позволяющий визуально и численно исследовать структуру таблиц сопряженности большой размерности.

В настоящее время анализ соответствий интенсивно применяется в разнообразных областях, в частности, в социологии, экономике, маркетинге, медицине, управлении городами (см.

например, Thomas Werani, Correspondence Analysis as a Means for Developing City Marketing Strategies, 3rd International Conference on Recent Advances in Retailing and Services Science, p. 22-25, Juni 1996, Telfs-Buchen (Osterreich) Werani, Thomas).

Известны применения метода в археологии, анализе текстов, где важно исследовать структуры данных (см.

Greenacre, M. J., 1993, Correspondence Analysis in Practice, London: Academic Press). В качестве дополнительных примеров приведем:

  1. Исследование таблиц, используемых в палеонтологии, когда по выборке разрозненных частей скелетов животных делаются попытки их классифицировать (отнести к одному из возможных типов: зебра, лошадь и т. д.).
  2. Исследование социальных групп населения в различных регионах со статьями расхода по каждой группе.
  3. Исследования результатов голосования в ООН по принципиальным вопросам (1 — за, 0 — против, 0,5 — воздержался, например, в 1967 году исследовалось 127 стран по 13 важным вопросам) показывают, что по первому фактору страны отчетливо разделяются на две группы: одна с центром США, другая с центром СССР (двухполюсная модель мира). Другие факторы могут интерпретироваться как изоляционизм, неучастие в голосовании и т. д.
  4. Исследование импорта автомобилей (марка машины — строка таблицы, страна производитель — столбец).
  5. Исследование текстов. Известен следующий экзотический пример: журнал New-Yorker попросил лингвистов установить анонимного автора скандальной книги об одной президентской кампании. Экспертам были предложены тексты 15 возможных авторов и текст анонимного издания. Тексты представлялись строками таблицы. В строке i отмечалось частота данного слова j. Таким образом получалась таблица сопряженности. Методом анализа соответствий был определен наиболее вероятный автор скандального текста.

Применение анализа соответствий в медицине связано с исследованием структуры сложных таблиц, содержащих индикаторные переменные, показывающие наличие или отсутствие у пациента данного симптома.

Подобного рода таблицы имеют большую размерность, и исследование их структуры представляет нетривиальную задачу.

Задачи визуализации сложных объектов могут быть также исследованы, по крайней мере, к ним можно найти подход, с помощью анализа соответствий.

Изображение — это многомерная таблица, и задача состоит в том, чтобы найти плоскость, позволяющую максимально точно воспроизвести исходное изображение.

Математическое основание метода. Анализ соответствия опирается на статистику хи-квадрат. Можно сказать, что это новая интерпретация статистики хи-квадрат Пирсона. Метод во многом похож на факторный анализ, однако, в отличие от него, здесь исследуются таблицы сопряженности, а критерием качества воспроизведения многомерной таблицы в пространстве меньшей размерности является значение статистики хи-квадрат.
Метод во многом похож на факторный анализ, однако, в отличие от него, здесь исследуются таблицы сопряженности, а критерием качества воспроизведения многомерной таблицы в пространстве меньшей размерности является значение статистики хи-квадрат.

Неформально можно говорить об анализе соответствий как о факторном анализе категориальных данных и рассматривать его также как метод сокращения размерности. Итак, строки или столбцы исходной таблицы представляются точками пространства, между которыми вычисляется расстояние хи-квадрат (аналогично тому, как вычисляется статистика хи-квадрат для сравнения наблюдаемых и ожидаемых частот).

Далее требуется найти пространство небольшой размерности, как правило, двухмерное, в котором вычисленные расстояния минимально искажаются, и в этом смысле максимально точно воспроизвести структуру исходной таблицы с сохранением связей между признаками (если вы имеете представление о методах многомерного шкалирования, то почувствуете знакомую мелодию). Итак, мы исходим из обычной таблицы сопряженности, то есть таблицы, в которой сопряжены несколько признаков (подробнее о таблицах сопряженности см.

главу Построение и анализ таблиц). Допустим, что имеются данные о пристрастии к курению сотрудников некоторой компании. Подобные данные имеются в файле Smoking.sta, входящем в стандартный комплект примеров системы STATISTICA.

В этой таблице признак курение сопряжен с признаком должность: Группа сотрудников (1) Некурящие (2) Слабо курящие (3) Средне курящие (4) Сильно курящие Всего по строке (1) Старшие менеджеры 4 2 3 2 11 (2) Младшие менеджеры 4 3 7 4 18 (3) Старшие сотрудники 25 10 12 4 51 (4) Младшие сотрудники 18 24 33 13 88 (5) Секретари 10 6 7 2 25 Всего по столбцу 61 45 62 25 193 Это простая двухвходовая таблица сопряженности. Вначале рассмотрим строки. Можно считать, что 4 первых числа каждой строки таблицы (маргинальные частоты, то есть последний столбец не учитывается) являются координатами строки в 4-мерном пространстве, а значит, формально можно вычислить расстояния хи-квадрат между этими точками (строками таблицы).

При данных маргинальных частотах можно отобразить эти точки в пространстве размерности 3 (число степеней свободы равно 3). Очевидно, что чем меньше расстояние, тем больше сходство между группами, и наоборот — чем больше расстояния, тем больше различие. Теперь предположим, что можно найти пространство меньшей размерности, например, размерности 2, для представления точек-строк, которое сохраняет всю или, точнее, почти всю информацию о различиях между строками.

Возможно, такой подход неэффективен для таблиц небольшой размерности, как приведенная выше, однако полезен для больших таблиц, возникающих, например, в маркетинговых исследованиях.

Например, если записаны предпочтения 100 респондентов при выборе 15 сортов пива, то в результате применения анализа соответствий можно представить 15 сортов (точек) на плоскости (см. далее анализ продаж). Анализируя расположение точек, вы увидите закономерности при выборе пива, которые будут полезны при проведении маркетинговой кампании.

В анализе соответствий используется определенный сленг. Масса. Наблюдения в таблице нормируются: вычисляются относительные частоты для таблицы, сумма всех элементов таблицы становится равной 1 (каждый элемент делится на общее число наблюдений, в данном примере на 193).

Создается аналог двухмерной плотности распределения.

Полученная стандартизованная таблица показывает, как распределена масса по ячейкам таблицы или по точкам пространства.

На сленге анализа соответствий суммы по строкам и столбцам в матрице относительных частот называются массой строки и столбца соответственно. Инерция. Инерция определяется как значение хи-квадрат Пирсона для двух-входовой таблицы, деленный на общее количество наблюдений.

В данном примере: общая инерция =

2/193 — 16,442. Инерция и профили строк и столбцов. Если строки и столбцы таблицы полностью независимы (между ними нет связи — например, курение не зависит от должности), то элементы таблицы могут быть воспроизведены при помощи сумм по строкам и столбцам или, в терминологии анализа соответствий, при помощи профилей строк и столбцов (с использованием маргинальных частот; см.

главу Построение и анализ таблиц с описанием критерия хи-квадрат Пирсона и точный критерий Фишера). В соответствии с известной формулой вычисления хи-квадрат для двухвходовых таблиц ожидаемые частоты таблицы, в которой столбцы и строки независимы, вычисляются перемножением соответствующих профилей столбцов и строк с делением полученного результата на общую сумму.

Любое отклонение от ожидаемых величин (при гипотезе о полной независимости переменных по строкам и столбцам) будет давать вклад в статистику хи-квадрат.

Анализ соответствий можно рассматривать как разложение статистики хи-квадрат на компоненты с целью определения пространства наименьшей размерности, позволяющего представить отклонения от ожидаемых величин (см. таблицу ниже). Здесь показаны таблицы с ожидаемыми частотами, рассчитанными при гипотезе независимости признаков, и наблюдаемыми частотами, а также таблица вкладов ячеек в хи-квадрат:

Например, из таблицы видно, что число некурящих младших сотрудников примерно на 10 меньше, чем можно было бы ожидать при гипотезе независимости. Число некурящих старших сотрудников, наоборот, на 9 больше, чем молено было бы ожидать при гипотезе независимости, и т.

д. Однако хотелось бы иметь общую картину. Цель анализа соответствий состоит в том, чтобы суммировать эти отклонения от ожидаемых частот не в абсолютных, а в относительных единицах.

Анализ строк и столбцов.

Вместо строк таблицы можно рассматривать также столбцы и представить их точками в пространстве меньшей размерности, которое максимально точно воспроизводит сходство (и расстояния) между относительными частотами для столбцов таблицы. Можно одновременно отобразить на одном графике столбцы и строки, представляющие всю информацию, содержащуюся в двухвходовой таблице.

Можно одновременно отобразить на одном графике столбцы и строки, представляющие всю информацию, содержащуюся в двухвходовой таблице.

И этот вариант — самый интересный, так как позволяет провести содержательный анализ результатов. Результаты. Результаты анализа соответствий обычно представляются в виде графиков, как было показано выше, а также в виде таблиц типа: Число измерений Процент инерции Кумулятивный процент Хи-квадрат 1 87,75587 87,7559 14,42851 2 11,75865 99,5145 1,93332 3 0,48547 100,0000 0,07982 Посмотрите на эту таблицу. Как вы помните, цель анализа — найти пространство меньшей размерности, восстанавливающее таблицу, при этом критерием качества является нормированный хи-квадрат, или инерция.

Можно заметить, что если в рассматриваемом примере использовать одномерное пространство, то есть одну ось, можно объяснить 87,76% инерции таблицы.

Две размерности позволяют объяснить 99,51% инерции.

Координаты строк и столбцов. Рассмотрим получившиеся координаты в двухмерном пространстве. Имя строки Изменение 1 Изменение 2 Старшие менеджеры -0,065768 0,193737 Младшие менеджеры 0,258958 0,243305 Старшие сотрудники -0,380595 0,010660 Младшие сотрудники 0,232952 -0,057744 Секретари -0,201089 -0,078911 Можно изобразить это на двухмерной диаграмме.

Очевидным преимуществом двухмерного пространства является то, что строки, отображаемые в виде близких точек, близки друг к другу и по относительным частотам.

Рассматривая положение точек по первой оси, можно заметить, что Ст. сотрудники и Секретари относительно близки по координатам.

Если же обратить внимание на строки таблицы относительных частот (частоты стандартизованы так, что их сумма по каждой строке равна 100%), то сходство данных двух групп по категориям интенсивности курения становится очевидным.

Проценты по строке: Категории курящих Группа сотрудников (1) Некурящие (2) Слабо курящие (3) Средне курящие (4) Сильно курящие Всего по строке (1) Старшие менеджеры 36,36 18,18 27,27 18,18 100,00 (2) Младшие менеджеры 22,22 16,67 38,89 22,22 100,00 (3) Старшие сотрудники 49,02 19,61 23,53 7,84 100,00 (4) Младшие сотрудники 20,45 27,27 37,50 14,77 100,00 (5} Секретари 40,00 24,00 28,00 8,00 100,00 Окончательной целью анализа соответствий является интерпретация векторов в полученном пространстве более низкой размерности. Одним из способов, который может помочь в интерпретации полученных результатов, является представление на диаграмме столбцов.

В следующей таблице показаны координаты столбцов: Категории курящих Измерение 1 Измерение 2 Некурящие -0,393308 0,030492 Слабо курящие 0,099456 -0,141064 Средне курящие 0,196321 -0,007359 Сильно курящие 0,293776 0,197766 Можно сказать, что первая ось дает градацию интенсивности курения. Следовательно, большую степень сходства между Старшими менеджерами и Секретарями можно объяснить наличием в данных группах большого количества Некурящих.

Метрика координатной системы.

В ряде случаев термин расстояние использовался для обозначения различий между строками и столбцами матрицы относительных частот, которые, в свою очередь, представлялись в пространстве меньшей размерности в результате использования методов анализа соответствий. В действительности расстояния, представленные в виде координат в пространстве соответствующей размерности, — это не просто евклидовы расстояния, вычисленные по относительным частотам столбцов и строк, а некоторые взвешенные расстояния. Процедура подбора весов устроена таким образом, чтобы в пространстве более низкой размерности метрикой являлась метрика хи-квадрат, учитывая, что сравниваются точки-строки и выбирается стандартизация профилей строк или стандартизация профилей строк и столбцов или же сравниваются точки-столбцы и выбирается стандартизация профилей столбцов или стандартизация профилей строк и столбцов.

Оценка качества решения. Имеются специальные статистики, помогающие оценить качество полученного решения.

Все или большинство точек должны быть правильно представлены, то есть расстояния между ними в результате применения процедуры анализа соответствий не должны искажаться.

В следующей таблице показаны результаты вычисления статистик по имеющимся координатам строк, основанные только на одномерном решении в предыдущем примере (то есть только одно измерение использовалось для восстановления профилей строк матрицы относительных частот). Координаты и вклад в инерцию строки: Коор-ты Масса Кач-тво Относит инерция.

Инерция измер.1 Косинус**2 измер.1 Старшие менеджеры -0,065768 0,056995 0,092232 0,031376 0,003298 0,092232 Младшие менеджеры 0,258958 0,093264 0,526400 0,139467 0,083659 0,526400 Старшие сотрудники -0,380595 0,264249 0,999033 0,449750 0,512006 0,999033 Младшие сотрудники 0,232952 0,455959 0,941934 0,308354 0,330974 0,941934 Секретари -0,201089 0,129534 0,865346 0,071053 0,070064 0,865346 Координаты.

Инерция измер.1 Косинус**2 измер.1 Старшие менеджеры -0,065768 0,056995 0,092232 0,031376 0,003298 0,092232 Младшие менеджеры 0,258958 0,093264 0,526400 0,139467 0,083659 0,526400 Старшие сотрудники -0,380595 0,264249 0,999033 0,449750 0,512006 0,999033 Младшие сотрудники 0,232952 0,455959 0,941934 0,308354 0,330974 0,941934 Секретари -0,201089 0,129534 0,865346 0,071053 0,070064 0,865346 Координаты.

Первый столбец таблицы результатов содержит координаты, интерпретация которых, как уже отмечалось, зависит от стандартизации. Размерность выбирается пользователем (в данном примере мы выбрали одномерное пространство), и координаты отображаются для каждого измерения (то есть отображается по одному столбцу координат на каждую ось). Масса. Масса содержит суммы всех элементов для каждой строки матрицы относительных частот (то есть для матрицы, где каждый элемент содержит соответствующую массу, как уже упоминалось выше).

Если в качестве метода стандартизации выбрана опция Профили строк или опция Профили строк и столбцов, которая установлена по умолчанию, то координаты строк вычисляются по матрице профилей строк. Другими словами, координаты вычисляются на основе матрицы условных вероятностей, представленной в столбце Масса.

Качество. Столбец Качество содержит информацию о качестве представления соответствующей точки-строки в координатной системе, определяемой выбранной размерностью. В рассматриваемой таблице было выбрано только одно измерение, поэтому числа в столбце Качество являются качеством представления результатов в одномерном пространстве. Видно, что качество для старших менеджеров очень низкое, но высокое для старших и младших сотрудников и секретарей.

Отметим еще раз, что в вычислительном плане целью анализа соответствий является представление расстояний между точками в пространстве более низкой размерности. Если используется максимальная размерность (равная минимуму числа строк и столбцов минус один), можно воспроизвести все расстояния в точности.

Качество точки определяется как отношение квадрата расстояния от данной точки до начала координат, в пространстве выбранной размерности, к квадрату расстояния до начала координат, определенному в пространстве максимальной размерности (в качестве метрики в этом случае выбрана метрика хи-квадрат, как уже упоминалось ранее). В факторном анализе имеется аналогичное понятие общность. Качество, вычисляемое системой STATISTICA, не зависит от выбранного метода стандартизации и всегда использует стандартизацию, установленную по умолчанию (то есть метрикой расстояния является хи-квадрат, и мера качества может интерпретироваться как доля хи-квадрат, определяемая соответствующей строкой в пространстве соответствующей размерности).

Низкое качество означает, что имеющееся число измерений недостаточно хорошо представляет соответствующую строку (столбец). Относительная инерция. Качество точки (смотри выше) представляет отношение вклада данной точки в общую инерцию (Хи-квадрат), что может объяснять выбранную размерность. Качество не отвечает на вопрос, насколько в действительности и в каких размерах соответствующая точка вносит вклад в инерцию (величину хи-квадрат).

Относительная инерция представляет долю общей инерции, принадлежащую данной точке, и не зависит от выбранной пользователем размерности.

Отметим, что какое-либо частное решение может достаточно хорошо представлять точку (высокое качество), но та же точка может вносить очень малый вклад в общую инерцию (то есть точка-строка, элементами которой являются относительные частоты, имеет сходство с некоторой строкой, элементы которой представляют собой среднее по всем строкам).

Относительная инерция для каждой размерности. Данный столбец содержит относительный вклад соответствующей точки-строки в величину инерции, обусловленный соответствующей размерностью.

В отчете данная величина приводится для каждой точки (строки или столбца) и для каждого измерения. Косинус**2 (качество, или квадратичные корреляции с каждой размерностью). Данный столбец содержит качество для каждой точки, обусловленное соответствующей размерностью. Если просуммировать построчно элементы столбцов косинус**2 для каждой размерности, то в результате получим столбец величин Качество, о которых уже упоминалось выше (так как в рассматриваемом примере была выбрана размерность 1, то столбец Косинус 2 совпадает со столбцом Качество).
Если просуммировать построчно элементы столбцов косинус**2 для каждой размерности, то в результате получим столбец величин Качество, о которых уже упоминалось выше (так как в рассматриваемом примере была выбрана размерность 1, то столбец Косинус 2 совпадает со столбцом Качество).

Эта величина может интерпретироваться как «корреляция» между соответствующей точкой и соответствующей размерностью. Термин Косинус**2 возник по причине того, что данная величина является квадратом косинуса угла, образованного данной точкой и соответствующей осью. Дополнительные точки. Помощь в интерпретации результатов может оказать включение дополнительных точек-строк или столбцов, которые на первоначальном этапе не участвовали в анализе.

Имеется возможность для включения как дополнительных точек-строк, так и дополнительных точек-столбцов. Можно также отображать дополнительные точки вместе с исходными на одной диаграмме.

Например, рассмотрим следующие результаты: Группа сотрудников Измерение 1 Измерение 2 Старшие менеджеры -0,065768 0,193737 Младшие менеджеры 0,258958 0,243305 Старшие сотрудники -0,380595 0,010660 Младшие сотрудники 0,232952 -0,057744 Секретари -0,201089 -0,078911 Национальное среднее -0,258368 -0,117648 Данная таблица отображает координаты (для двух размерностей), вычисленные для частотной таблицы, состоящей из классификации степени пристрастия к курению среди сотрудников различных должностей. Строка Национальное среднее содержит координаты дополнительной точки, которая является средним уровнем (в процентах), подсчитанным по различным национальностям курящих. В данном примере это чисто модельные данные.

Если вы построите двухмерную диаграмму групп сотрудников и Национального среднего, то сразу убедитесь в том, что данная дополнительная точка и группа Секретари очень близки друг к другу и расположены по одну сторону горизонтальной оси координат с категорией Некурящие (точкой-столбцом).

Другими словами, выборка, представленная в исходной частотной таблице, содержит больше курящих, чем Национальное среднее.

Хотя такое же заключение можно сделать, взглянув на исходную таблицу сопряженности, в таблицах больших размеров подобные выводы, конечно, не столь очевидны.

Качество представления дополнительных точек. Еще одним интересным результатом, касающимся дополнительных точек, является интерпретация качества, представления при заданной размерности.

Еще раз отметим, что целью анализа соответствий является представление расстояний между координатами строк или столбцов в пространстве более низкой размерности. Зная, как решается данная задача, необходимо ответить на вопрос, является ли адекватным (в смысле расстояний до точек в исходном пространстве) представление дополнительной точки в пространстве выбранной размерности. Ниже представлены статистики для исходных точек и для дополнительной точки Национальное среднее применительно к задаче в двухмерном пространстве.

Косинус**2 Группа сотрудников Качество Измерение 1 Измерение 2 Старшие менеджеры 0,892568 0,092232 0,800336 Младшие менеджеры 0,991082 0,526400 0,464682 Старшие сотрудники 0,999817 0,999033 0,000784 Младшие сотрудники 0,999810 0,941934 0,057876 Секретари 0,998603 0,865346 0,133257 Национальное среднее 0,761324 0,630578 0,130746 Напомним, что качество точек-строк или столбцов определено как отношение квадрата расстояния от точки до начала координат в пространстве сниженной размерности к квадрату расстояния от точки до начала координат в исходном пространстве (в качестве метрики, как уже отмечалось, выбирается расстояние хи-квадрат).

В определенном смысле качество является величиной, объясняющей долю квадрата расстояния до центра тяжести исходного облака точек.

Дополнительная точка-строка Национальное среднее имеет качество, равное 0,76. Это означает, что данная точка достаточно хорошо представлена в двухмерном пространстве. Статистика Косинус**2 — это качество представления соответствующей точки-строки, обусловленное выбором пространства заданной размерности (если просуммировать построчно элементы столбцов Косинус 2 для каждого измерения, то в результате мы придем к величине Качество, полученной ранее).

Графический анализ результатов.

Это самая важная часть анализа. По существу вы можете забыть о формальных критериях качества, однако руководствоваться некоторыми простыми правилами, позволяющими понимать графики.

Итак, на графике представляются точки-строки и точки, столбцы. Хорошим тоном является представление и тех и других точек (мы ведь анализируем связи строк и столбцов таблицы!).

Обычно горизонтальная ось соответствует максимальной инерции.

Около стрелки показан процент общей инерции, объясняемый данным собственным значением. Часто указывают также соответствующие собственные значения, взятые из таблицы результатов. Пересечение двух осей — это центр тяжести наблюдаемых точек, соответствующий средним профилям.

Если точки принадлежат одному и тому же типу, то есть являются либо строками, либо столбцами, то чем меньше расстояние между ними, тем теснее связь.

Для того чтобы установить связь между точками разного типа (между строками и столбцами), следует рассмотреть углы между ними с вершиной в центре тяжести. Общее правило визуальной оценки степени зависимости заключается в следующем.

  1. Соединим их отрезками прямых с центром тяжести (точка с координатами 0,0).
  2. Если угол прямой, корреляция отсутствует.
  3. Рассмотрим 2 произвольные точки разного типа (строки и столбцы таблицы).
  4. Если образовавшийся угол тупой, то корреляция между переменными отрицательная.
  5. Если образовавшийся угол острый, то строка и столбец положительно коррелированы.

Рассмотрим анализ конкретных данных в системе STATISTICA.

Пример 1 (анализ курильщиков) Шаг 1. Запустите модуль Анализ соответствий. В стартовой панели модуля имеются 2 вида анализа: анализ соответствий и многомерный анализ соответствий.

Выберите Анализ соответствий. Многомерный анализ соответствий будет рассмотрен в следующем примере. Шаг 2. Откройте файл данных smoking.sta папки Examples.

В файле содержатся данные о распространении курения среди сотрудников фирмы.

Файл уже представляет собой таблицу сопряженности, поэтому табуляция не требуется. Выберите вид анализа — Частоты без группирующей переменной.

Шаг 3. Нажмите кнопку Переменные с частотами и выберите переменные для анализа. В данном примере выберите все переменные.

Шаг 4.

Нажмите OK и запустите вычислительную процедуру.

На экране появится окно с результатами.

Шаг 5.

Рассмотрим результаты с помощью опций данного окна. Обычно сначала рассматриваются графики, для чего имеется группа кнопок График координат. Графики доступны для строк и столбцов, а также для строк и столбцов одновременно.

Размерность максимального простарнства задается в опции Размерность.

Наиболее интересна размерность 2. Заметьте, что на графике, особенно если имеется множество данных, метки могут накладываться друг на друга, поэтому может быть полезной опция Сократить метки. Нажмите третью кнопку 2М в диалоговом окне.

На экране появится график:

Заметьте, что на графике представлены оба фактора: группа сотрудников — строки и интенсивность курения — столбцы.

Соедините отрезком прямой категорию СТАРШИЕ СОТРУДНИКИ, а также категорию НЕТ с центром тяжести. Образовавшийся угол будет острым, что на языке анализа соответствий говорят о наличии положительной корреляции между этими признаками (просмотрите исходную таблицу, чтобы убедиться в этом).

Координаты строк и столбцов можно посмотреть и в численном виде с помощью кнопки Координаты строк и столбцов.

Используя кнопку Собственные значения, можно увидеть разложение статистики хи-квадрат по собственным значениям.

Опция График только выбранных измерений позволяет просмотреть координаты точек по выбранным осям.

Группа опцийПросмотр таблиц в правой части окна позволяет просмотреть исходную и ожидаемую таблицу сопряженности, разности между частотами и другие параметры, вычисленные при гипотезе независимости табулированных признаков (см главу Построение и анализ таблиц, критерий хи-квадрат).

Таблицы большой размерности лучше всего исследовать постепенно, вводя по мере надобности дополнительные переменные. Для этого предусмотрены опции: Добавить точки-строки, Добавить точки-столбцы. Пример 2 (анализ продаж) В главе Анализ и построение таблиц был рассмотрен пример, связанный с анализом продаж.

Применим к данным анализ соответствий.

Ранее отмечалось, что вопрос, какие именно покупки произвел покупатель при условии, что куплено 3 товара, является сложным. Действительно, всего мы имеем 21 продукт. Чтобы просмотреть все таблицы сопряженности, требуется выполнить 21×20×19 = 7980 действий.

Число действий катастрофически возрастает при увеличении товаров и количества признаков.

Применим анализ соответствий.

Откроем файл данных с индикаторными переменными, отмечающими купленный продукт.

В стартовой панели модуля выберем Многомерный анализ соответствий.

Зададим условие выбора наблюдений.

Это условие позволяет выбрать покупателей, сделавших ровно 3 покупки. Поскольку мы имеем дело с нетабулированными данными, выберем вид анализа Исходные данные (требуется табуляция). Для удобства дальнейшего графического представления выберем небольшое количество переменных.

Выберем также дополнительные переменные (см; окно ниже).

Запустим вычислительную процедуру.

В появившемся окнеРезультаты многомерного анализа соответствий просмотрим результаты. С помощью кнопки 2М выводится двухмерный график переменных.

На этом графике дополнительные переменные отмечены красными точками, что удобно для визуального анализа. Заметьте, что каждая переменная имеет признак 1, если товар куплен, и признак 0, если товар не куплен. Рассмотрим график. Выберем, например, близкие пары признаков.

В итоге получим следующее:

Аналогичные исследования можно провести и для других данных, когда отсутствуют какие-либо априорные гипотезы о зависимостях в данных.

В мире

Схема оценки письменной работы педагога

Таблица 3 Компетенции В области личностн.

качеств В области постановки целей и задач педагогической деятельности В области мотивации учебной деятельности В области обеспечения информационной основы деятельности В области разработки программ деятельности и принятия педагогических решений В области организац. учебной деятельности Сумма+ ———- Колич.

оценок Этапы урока Организационный момент Опрос учащихся по заданному на дом материалу Изучение нового учебного материала Закрепление учебного материала Задание на дом Сумма+ / Колич. оценок Итог Среднее значение по оценкам базовых педагогических компетенций В ходе качественной оценки эксперт анализирует представленный педагогом конспект, рассматривая по очереди каждый из этапов урока. В рамках анализа каждого из этапов урока эксперт выносит суждение об удовлетворительном либо неудовлетворительном уровне развития тех или иных базовых педагогических компетентностей.

Соответствующие суждения он заносит в таблицу (), обозначая их знаком «+» в случае положительной оценки или знаком » — » в случае отрицательной. Эксперт выносит суждения только о тех компетенциях, которые возможно оценить в той или иной части урока.

Не каждый из этапов урока позволяет оценить все компетентности, поэтому некоторые из ячеек таблицы могут оставаться незаполненными. Свои оценки эксперт выносит на основе критериев оценки письменной работы, представленных в . Обработка результатов По итогам оценки суммируются все положительные оценки отдельно по каждой из базовых педагогических компетенций и по каждому их этапов урока.

Полученная сумма делится на общее количество оценок по соответствующей компетентности или по этапу урока.

Если итоговый балл >=0,5, можно судить об удовлетворительном уровне развития соответствующего показателя. Если этот балл <0,5, уровень развития соответствующего показателя является> Основными являются оценки, отражающие уровень развития базовых педагогических компетенций.

На их основе подсчитывается итоговый балл, представляющий собой среднее значение по оценкам базовых педагогических компетенций. Он рассчитывается по следующей формуле: * Где: ПС — показатель соответствия занимаемой должности БПК — оценки по базовым педагогическим компетенциям. Итоговый показатель может варьироваться в пределах от 0 до 1 балла.

Он интерпретируется следующим образом: От 0,5 до 1 балла — соответствие занимаемой должности: педагог продемонстрировал владение основным содержанием предмета и владение базовыми педагогическими компетенциями. От 0 до 0,49 балла — несоответствие занимаемой должности: учитель не продемонстрировал знания учебного предмета, недостаточно владеет базовыми педагогическими компетенциями.

Итоговые оценки в отношении каждого из этапов урока являются вспомогательными и служат для подготовки качественного экспертного заключения по аттестуемому педагогу, выявления сильных и слабых сторон его деятельности с целью последующей разработки индивидуальных программ повышения квалификации. Пример оценки письменной работы педагога представлен в .

ГАРАНТ:

О применении настоящего раздела см.

Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 3 декабря 2014 г. N 08-1933/505 5. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями (далее — аттестационная комиссия организации). 6. Аттестационная комиссия организации создается распорядительным актом работодателя в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.

7. В состав аттестационной комиссии организации в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа). 8. Аттестация педагогических работников проводится в соответствии с распорядительным актом работодателя. 9. Работодатель знакомит педагогических работников с распорядительным актом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации, под роспись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику.

10. Для проведения аттестации на каждого педагогического работника работодатель вносит в аттестационную комиссию организации представление.

11. В представлении содержатся следующие сведения о педагогическом работнике: а) фамилия, имя, отчество (при наличии); б) наименование должности на дату проведения аттестации; в) дата заключения по этой должности трудового договора; г) уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки; д) информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности; е) результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения); ж) мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

12. Работодатель знакомит педагогического работника с представлением под роспись не позднее, чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением педагогический работник по желанию может представить в аттестационную комиссию организации дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации — с даты поступления на работу).

При отказе педагогического работника от ознакомления с представлением составляется акт, который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт. 13. Аттестация проводится на заседании аттестационной комиссии организации с участием педагогического работника. Заседание аттестационной комиссии организации считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа членов аттестационной комиссии организации.

В случае отсутствия педагогического работника в день проведения аттестации на заседании аттестационной комиссии организации по уважительным причинам, его аттестация переносится на другую дату, и в график аттестации вносятся соответствующие изменения, о чем работодатель знакомит работника под роспись не менее чем за 30 календарных дней до новой даты проведения его аттестации.

При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии организации без уважительной причины аттестационная комиссия организации проводит аттестацию в его отсутствие. 14. Аттестационная комиссия организации рассматривает представление, дополнительные сведения, представленные самим педагогическим работником, характеризующие его профессиональную деятельность (в случае их представления). 15. По результатам аттестации педагогического работника аттестационная комиссия организации принимает одно из следующих решений: соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника); не соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника).

16. Решение принимается аттестационной комиссией организации в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании. При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии организации, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

17. В случаях, когда не менее половины членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании, проголосовали за решение о соответствии работника занимаемой должности, педагогический работник признается соответствующим занимаемой должности. 18. Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии организации, сообщаются ему после подведения итогов голосования. 19. Результаты аттестации педагогических работников заносятся в протокол, подписываемый председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии организации, присутствовавшими на заседании, который хранится с представлениями, дополнительными сведениями, представленными самими педагогическими работниками, характеризующими их профессиональную деятельность (в случае их наличия), у работодателя.

20. На педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола, содержащая сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании его должности, дате заседания аттестационной комиссии организации, результатах голосования, о принятом аттестационной комиссией организации решении. Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под роспись в течение трех рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.

21. Результаты аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки и профессиональной деятельности педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации. 22. Аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят следующие педагогические работники: а) педагогические работники, имеющие квалификационные категории; б) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация; в) беременные женщины; г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.

Аттестация педагогических работников, предусмотренных и настоящего пункта, возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков. Аттестация педагогических работников, предусмотренных настоящего пункта, возможна не ранее чем через год после их выхода на работу. 23. Аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

III. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории

Подобные документы

  1. Сущность, значение и содержание организации труда персонала. Факторы, влияющие на работу персонала в организации. Направления совершенствования научной организации труда. Защита интересов работников. Эффективность управленческого труда в ОАО «Барки».курсовая работа [81,9 K], добавлен 20.05.2014
  2. Назначение деловой оценки персонала на предприятии. Этапы деловой оценки. Процесс установления соответствия способностей, мотиваций и других качественных характеристик персонала требованиям должности или рабочего места. Основные ошибки деловой оценки.презентация [882,2 K], добавлен 14.10.2013
  3. Исследование комплекса мероприятий по оценке эффективности труда работников. Анализ процесса установления соответствия качественных характеристик персонала требованиям должности или рабочего места. Профессиональные и деловые критерии оценки персонала.контрольная работа [27,7 K], добавлен 06.08.2013
  4. Проведение эффективной оценки персонала в детском Центре дошкольного образования, выявление его профессионально-личностного потенциала. Определение соответствия работника занимаемой, вакантной должности. Управление межличностными отношениями в центре.курсовая работа [533,8 K], добавлен 02.02.2014
  5. Изучение методов оценки управленческого персонала в современной организации. Основные позиции в оценке руководителя: оценка соответствия занимаемой должности и результативности деятельности; оценка потенциала. Порядок аттестации муниципальных служащих.дипломная работа [1,1 M], добавлен 21.07.2011
  6. Понятия, задачи и особенности процедуры аттестации муниципальных служащих. Анализ психологических аспектов проведения оценки соответствия квалификации. Закон самовозрастания некомпетентности персонала. Анализ соответствия работника занимаемой должности.дипломная работа [725,2 K], добавлен 27.11.2012
  7. процесс установления соответствия качественных характеристик личности. Методы субъективной оценки результатов труда, профессионального поведения и личных качеств персонала. Шкала рейтингов поведенческих установок. Методы обогащения деятельности.реферат [382,8 K], добавлен 19.12.2008
  8. Аттестация персонала — кадровая процедура оценки работников. Определение квалификации, практических навыков, деловых качеств, установление степени соответствия занимаемой должности. Сравнительная характеристика аттестации в советское и настоящее время.реферат [32,7 K], добавлен 17.02.2011
  9. Теоретические основы организации труда управленческого персонала: понятие и сущность организации труда, разделение и кооперация труда в сфере управления. Организация труда управленческого персонала планово-экономического отдела ОАО «Заинский сахар».дипломная работа [122,8 K], добавлен 26.03.2010
  10. Аттестация и комплексная оценка персонала. Проверка профессионального уровня работника для установления соответствия его квалификации занимаемой должности или выполняемой им работы. Разработка программы аттестации для сотрудников ООО «Газпром трансгаз».контрольная работа [289,3 K], добавлен 15.12.2014

— посмотреть текст Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.Рекомендуем .

© 2000 — 2018, ООО «Олбест» Все права защищены

Наши материалы о методе

  • Шафир М. А. // Социология: Методология, методы, математическое моделирование. 2009. № 28. С. 29-44.
  • Шафир М. А. . Выпускная квалификационная работа. 2006.
  • Шафир М. А. // «Политическое» и «социальное» в информационную эпоху. ГУ-ВШЭ, 2007.
  • Шафир М. // Методы социологических исследований. М., ТЕИС, 2006.
  • Шафир М. А. // Социологические методы в современной исследовательской практике. Москва, НИУ ВШЭ, 2011.

Цели и задачи оценки работы персонала

Если структурировать пользу от оценки персонала, то ваша система должна помогать достичь 6 следующих целей.

1 Подбирать и нанимать людей, максимально соответствующих функционалу и уровню вакантных позиций в компании. 2 Оптимизировать затраты на подбор за счет меньшей работы хедхантеров и числа собеседований.

3 Создать базу четких критериев, чтобы опираться на глубокий анализ ситуации при принятии любых кадровых решений (перестановки, зарплаты, премии, штрафы и так далее). 4 Иметь критерии, чтобы беспристрастно определять потенциально полезных и потенциально вредных сотрудников.

Формировать кадровый резерв и быстро закрывать позиции.5 Помогать повышать трудовую дисциплину и создавать комфортные условия труда.

6 Оптимизировать расходы на корпоративное обучение.

Критерии оценки должностей

Вы здесь Опубликовано 2008-04-13 21:11 пользователем Valeratal Особенности поведения Выполнение стандартов поведения, влияющих на эффективность работы (применяется для оценки персонала, имеющего непосредственные контакты с клиентами).

Требуется предварительный анализ деятельности Эффективность деятельности Оценка эффективности принятых сотрудником решений и предпринимаемых действий.

Методы измерения: экспертная оценка руководителя, оценка экономической эффективности, оценка удовлетворенности клиентов Уровень достижения целей Наличие определенных целей и четких параметров оценки степени достижения целей (предполагает анализ причин срывов).

Методы измерения: оценка экономического результата, экспертная оценка Исполнение должностных обязанностей Выполнение четко определенных и регламентированных требований к должности.

Оценка соответствия должности Уровень компетентности Оценка соответствия разработанным профилям компетенций.

По результатам сотрудники зачисляются в кадровый резерв; определяются их «зоны ближайшего развития» Личностные особенности Оценка личностных качеств, в том числе для планирования индивидуального развития сотрудников.

Проводится при отборе Критерии оценки можно разделить на две большие группы:

  • Критерии для оценки определенного рабочего места/вида деятельности. Эта группа критериев, относящихся к профессиональной компетентности, закреплялась в отдельных документах — методиках аттестации, разработанных для каждой отдельной должности. При их разработке проводились консультации с директорами, начальниками подразделений, ведущими специалистами. В некоторых случаях применялась методика «фотография рабочего дня сотрудника».
  • Общеорганизационные, корпоративные — они одинаковы для всех сотрудников (например, качество, своевременность, полнота выполнения обязанностей, инициативность, ответственность и пр.).

Основными критериями при определении соответствия занимаемой должности служили:

  1. Уровень развития корпоративной и профессиональной компетентности работника.

    Под компетентностью подразумевалось наличие необходимых знаний (как результат обучения), умений и навыков, приобретенных в ходе практической деятельности.

  2. Результаты деятельности, достигнутые сотрудником при выполнении своих должностных обязанностей.

    Количественные и качественные показатели эффективности выполнения всех компонентов деятельности (функций). Данные показатели были описаны в методиках аттестации, специально разработанных для каждой конкретной должности.

Корпоративная компетентность включает в себя:

  1. знание и выполнение требований политики в области качества;
  2. знание документов, регламентирующих деятельность предприятия и всех сотрудников компании;
  3. знание организационной структуры компании (взаимосвязи подразделений, руководство компании, основные функции подразделений);
  4. техническую компетентность: владение ПК на уровне пользователя (Word, Excel, Outlook Express, интернет), знание английского языка (и других рабочих иностранных языков).

Чтобы выявить объективные критерии оценки деятельности, к их разработке привлекались сотрудники, занимающие соответствующие должности.

После этого методика корректировалась и согласовывалась с начальником отдела управления персоналом и начальником подразделения (если аттестуемый был ниже его по должности). Утверждал методику директор соответствующего направления. Вид документа: Ключевые слова: Рубрика: Оцените публикацию +1 0 -1

Факторы, влияющие на оценку

Перечень таких факторов велик.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+