Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Где узнать код объекта нвос

Где узнать код объекта нвос

Росприроднадзор

Уведомление о порядке и особенностях постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет 1. Общие положения1.1. Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих проведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду:ст. 4.2, 69, 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ);ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 219-ФЗ);постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» (далее – Правила);постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»;постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору»;приказ Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью»;приказ Минприроды России от 23.12.2015 № 553 «Об утверждении порядка формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам».1.2.

Об изменениях законодательства в части государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект НВОС)Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 219) внесены изменения в Закон № 7-ФЗ в части, касающейся учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.В соответствии с п. 1 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ:

«1. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией»

(с 1 января 2015 года согласно Закону № 219-ФЗ).Согласно статье 11 Закона № 219-ФЗ со дня вступления в силу данного Федерального закона (т.е.

с 1 января 2015 г.) в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Закона № 7-ФЗ.Таким образом, юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты НВОС, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность. Для принятия решения о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, которое обязано поставить объект НВОС на государственный учет, необходимо, в том числе, руководствоваться информацией, регистрируемой в Едином государственном реестре прав (в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

) и содержащейся в лицензиях, выданных для реализации хозяйственной и иной деятельности на объекте НВОС.Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов НВОС влечет в соответствии со ст.

8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.1.3.

Ведение государственных реестров осуществляется на федеральном и региональном уровнях (статьи 69 и 69.2 Закона № 7-ФЗ).В соответствии со статьей 69 Закона № 7-ФЗ государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов НВОС, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с Законом № 7-ФЗ, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.Согласно п. 13 Правил определен оператором государственного реестра.В соответствии с Правилами федеральный государственный реестр содержит сведения об объектах, подлежащих в соответствии со статьей 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» федеральному государственному экологическому надзору (п. 8 Правил), региональные государственные реестры содержат сведения об объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (п.

9 Правил).Территориальные органы а уполномочены на ведение федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, по месту нахождения объектов. Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903.Ведение региональных государственных реестров осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту нахождения объектов.В случае если при рассмотрении заявки о постановке объекта на учет территориальным органом а или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации установлено, что объект подлежит внесению в реестр иного уровня (федерального или регионального), заявка в электронном виде с использованием средств государственного реестра направляется в течение 5 рабочих дней со дня регистрации в соответствующие орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или территориальный орган а с уведомлением юридического лица, индивидуального предпринимателя, направивших заявку, о ее переадресации (пункты 21-22 Правил).Обращаем внимание, что рассмотрение заявок центральным аппаратом а не предусмотрено. 1.4. Согласно статье 69.2 Закона № 7-ФЗ постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет (далее – Заявка).Форма Заявки утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554

«Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью»

(в ред.

приказа Минприроды России от 27.09.2016 № 499).При подготовке Заявки юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учитываются критерии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации и от 28.09.2015 № 1029.Заявка готовится на каждый объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду и эксплуатируемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (п.

18 Правил).Заявка представляется в установленном Правилами порядке в территориальный орган а или уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации – по месту нахождения объекта.В центральный аппарат а направление заявок не предусмотрено.1.5. Объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, является

«объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков»

(ст. 1 Федерального закона от 10.02.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).В соответствии с данным определением имеющиеся на балансе организации отдельные единицы оборудования не могут рассматриваться в качестве самостоятельных объектов НВОС.

Земельные участки к объектам НВОС также не относятся.Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду может включать несколько источников негативного воздействия (в т.

ч. источники выбросов, сбросов, площадки размещения отходов) и должен удовлетворять требованию территориальной связанности. В случае, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на 2 и более производственных территориях, удаленных друг от друга на значительное расстояние и не связанных трубопроводами, железными дорогами или иначе (технически), необходимо ставить на государственный учет два и более производственных объектов с соответствующим представлением заявки на каждый объект.Согласно п.

В случае, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на 2 и более производственных территориях, удаленных друг от друга на значительное расстояние и не связанных трубопроводами, железными дорогами или иначе (технически), необходимо ставить на государственный учет два и более производственных объектов с соответствующим представлением заявки на каждый объект.Согласно п. 19 Правил, в случае если объект расположен в пределах территории 2 и более субъектов Российской Федерации, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие на данном объекте хозяйственную и (или) иную деятельность, направляют заявку о постановке объекта на учет в один из территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции по месту размещения такого объекта по своему усмотрению.Вместе с тем, при постановке на учет линейных объектов НВОС рекомендует определять границы объекта НВОС в рамках муниципальных образований, а не субъектов Российской Федерации в целом.Учитывая, что ведение государственных реестров осуществляется на федеральном и региональном уровнях, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно принимают решения по организации исполнения данной функции.1.6.

В связи с вводом в эксплуатацию государственной информационной системы, предназначенной для ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект НВОС), в виде программно-технического обеспечения учета объектов НВОС (далее — ПТО УОНВОС), регистрация заявок о постановке на учет объектов НВОС будет осуществляться с использованием ПТО УОНВОС.1.7. Постановка объектов на государственный учет будет происходить в следующем порядке.1.7.1. Заявитель подает заявку на регистрацию объекта НВОС с помощью бесплатного средства подготовки отчетности природопользователя («Модуль природопользователя»), размещенного на официальном сайте а по адресу , либо с помощью размещенного в сети Интернет «Личного кабинета» природопользователя по адресу .Заявка подается на каждый объект НВОС отдельно.1.7.2.

В случае наличия электронной подписи (далее – ЭП) у заявителя, заявитель выгружает заявку в формате XML, подписывая ее электронной подписью организации/индивидуального предпринимателя и отправляет через портал приема отчетности () в соответствующий территориальный орган а (по объекту, подлежащему федеральному государственному экологическому надзору, соответствующему I категории объектов негативного воздействия на окружающую среду согласно критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029, и критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903) или в орган исполнительной власти по субъекту Российской Федерации – по месту нахождения объекта НВОС.

При этом ИНН заявителя, указанный в сертификате ЭП, должен совпадать с ИНН в заявке.Заявке присваивается уникальный номер (например, AKOHKCZV).Датой приема заявки считается дата ее загрузки на портал приема отчетности.1.7.3. В случае отсутствия ЭП заявитель выгружает заявку, подготовленную с использованием бесплатного средства подготовки отчетности природопользователя («Модуль природопользователя»), размещенного на официальном сайте а по адресу , в формате XML и отправляет через портал приема отчетности () в соответствующий территориальный орган а или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (по месту нахождения объекта НВОС).При этом заявке будет присвоен уникальный номер (например, AKOHKCZV).Заявитель распечатывает заявку, указывает в сопроводительном письме (по форме приложения 1) присвоенный заявке уникальный номер и отправляет заявку с сопроводительным письмом в территориальный орган а или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (по месту нахождения объекта НВОС) почтой или подает лично.Датой приема заявки считается дата представления в или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (по месту нахождения объекта НВОС) заявки с сопроводительным письмом.1.7.4.
В случае отсутствия ЭП заявитель выгружает заявку, подготовленную с использованием бесплатного средства подготовки отчетности природопользователя («Модуль природопользователя»), размещенного на официальном сайте а по адресу , в формате XML и отправляет через портал приема отчетности () в соответствующий территориальный орган а или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (по месту нахождения объекта НВОС).При этом заявке будет присвоен уникальный номер (например, AKOHKCZV).Заявитель распечатывает заявку, указывает в сопроводительном письме (по форме приложения 1) присвоенный заявке уникальный номер и отправляет заявку с сопроводительным письмом в территориальный орган а или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (по месту нахождения объекта НВОС) почтой или подает лично.Датой приема заявки считается дата представления в или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (по месту нахождения объекта НВОС) заявки с сопроводительным письмом.1.7.4. Сотрудник территориального органа а или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации проверяет состав данных заявки, формирует и высылает природопользователю свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в электронном виде, подписанное ЭП а или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, либо на портал приема отчетности, либо в «Личный кабинет», в зависимости от способа подачи заявки.1.7.5.

Свидетельство в бумажном виде не формируется и заявителю не направляется.По вопросам использования «Модуля природопользователя» или «Личного кабинета» для формирования заявок обращайтесь по телефонам +7(916)-496-11-07 (с 9:30 до 18:30 с Пн по Пт по МСК) или по электронной почте .2. Об особенностях постановки на учет объектов НВОС (ответы на наиболее часто задаваемые вопросы).2.1. В соответствии с п. 24 Правил:

«В случае если объект соответствует нескольким критериям, на основании которых он может быть отнесен одновременно к объектам I, II, III и (или) IV категории, объекту присваивается категория, соответствующая категории по наибольшему уровню негативного воздействия на окружающую среду»

.Определение категории объекта НВОС осуществляется при его постановке юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем на государственный учет в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном Законом № 7-ФЗ (статьи 69 и 69.2) и Правилами.

Категория может быть изменена на этапе рассмотрения заявки.2.2. В связи с необходимостью наличия в государственном реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду достоверных данных полагает, при заполнении сведений в форме Заявки в части указания фактических данных по выбросам (за исключением радиоактивных загрязняющих веществ), сбросам, отходам могут использоваться данные:- федерального статистического наблюдения по формам № 2-ТП (воздух), № 2-ТП (водхоз) и № 2-ТП (отходы);- производственного экологического контроля;- отчетности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.2.3. По вопросу представления сведений о размещении отходов собственных и сторонних организаций или только собственных.В соответствии с п.

1 ст. 69.2 Закон № 7-ФЗ:

«1. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией»

.Таким образом, юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты НВОС, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность, в том числе посредством размещения отходов собственного производства или принимаемых от сторонних организаций отходов для размещения на собственной территории.В форме Заявки в части, касающейся сведений об отходах, предусмотрено указание сведений только о размещении отходов (раздел II «Сведения о воздействии объекта на окружающую среду», пункт 4 «Сведения о размещении отходов производства и потребления (для каждого объекта размещения отходов)», раздел III «Сведения о разрешительных документах (прохождении необходимых процедур) в области охраны окружающей среды», «Утвержденный лимит размещения отходов (реквизиты документа, орган выдавший, срок действия)»).В соответствии со ст.

1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под размещением отходов понимается «хранение и захоронение отходов» (далее – Закон № 89-ФЗ).При этом «хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения», а «захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду». К объектам размещения отходов согласно данной статье относятся –

«специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов»

; к объектам захоронения отходов – «предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I — V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах».Одновременно данной статьей Закона № 89-ФЗ установлено, что накопление отходов — временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.В случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельность по размещению отходов на эксплуатируемых объектах НВОС не осуществляется, разделы формы Заявки, касающиеся сведений об отходах не заполняются (в соответствующих строках формы Заявки делается запись: «Деятельность по размещению отходов не осуществляется»).2.4. В п. 5 раздела 4 формы Заявки, в части, касающейся представления информации

«о проведении мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду»

целесообразно указывать данные об утверждении программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (дата, номер приказа об утверждении программы, при наличии такого приказа).Утверждение данной программы предусмотрено п.

5 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66 (далее – Порядок).

При этом согласно п. 3 Порядка его действие не распространяется на проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на следующих объектах:объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации;специальные объекты размещения радиоактивных отходов;скотомогильники;объекты размещения медицинских отходов.Соответственно при наличии только таких объектов размещения отходов данные о программе не указываются и в п. 5 разделе 4 формы Заявки делается запись: «Программа отсутствует в связи с наличием объектов отходов, соответствующих п.

3 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66».2.5.

3 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66».2.5. О постановке на учет объекта НВОС после введения его в эксплуатацию и о применении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 (далее – Критерии № 1029).В соответствии с п. 2 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ: «Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов».Таким образом, внесение в реестр строящихся объектов и объектов, не введенных в эксплуатацию, не предусмотрено.При этом при постановке объекта на учет в строке «дата ввода объекта в эксплуатацию» указывается именно дата ввода в эксплуатацию объекта НВОС, а не дату наступления прав собственности/аренды юридического лица, индивидуального предпринимателя на данный объект.2.6.

В соответствии с п. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ сведения об объектах НВОС подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:1) о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;2) об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;3) об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;4) об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.Сведения по п.п. «1» и «2» в соответствии с п. 7 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ представляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствующий территориальный орган а или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений.

2.6. Об указании географических координат.Координаты угловых точек объекта приводятся в формате десятичных градусов, в проекции WGS 84, точность – 6 знаков после запятой.

Рекомендуется для получения координат пользоваться либо имеющейся документацией на объект, либо, в случае ее отсутствия, или использования в ней местной системы координат – сервисом публичной кадастровой карты Росреестра.Для точечных объектов указывается одна точка.Для площадных объектов должно быть указано не менее трех точек, при этом должны указываться поворотные точки в порядке их следования по периметру объекта.Для линейных объектов должно быть указано не менее трех точек, при этом точки должны указываться в порядке их следования. Линейными объектами являются трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).2.7.

Согласно ст. 1 Закона № 7-ФЗ наилучшая доступная технология (НДТ) — это технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.Сведения об НДТ представляются в соответствии с информационно-техническими (отраслевыми) справочниками по наилучшим доступным технологиям, применяемым в отнесенных к областям применения наилучших доступных технологий видах хозяйственной и (или) иной деятельности, после их разработки и опубликования ответственными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 № 2178-р.При отсутствии соответствующего справочника Сведения об НДТ не указываются.За справками по заполнению формы обращаться:Семенова Ксения Владимировна – тел. (4242) 23-00-26Игнатенко Анастасия Сергеевна — тел. (4242) 23-00-24Ведерникова Елена Викторовна — тел.

(4242) 23-00-24

Основание для актуализации сведений об объектах НВОС

Является ли изменение Критериев отнесения объектов, оказывающих НВОС, к объектам I, II, III и IV категорий, основанием для актуализации сведений об объектах НВОС?Отвечает юрист Центра Локтюшов Станислав:В соответствии с п. 4 ст. 4.2 Федерального закона от 10 января 2002 г.

№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — ФЗ «Об охране окружающей среды») присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.В соответствии с п.

4 ст. 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявки о постановке на государственный учет обязан осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта.В соответствии с подп.

«е» п. 13 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (утв.

Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2016 г.

№ 572) (далее – Правила) федеральная служба по надзору в сфере природопользования является оператором государственного реестра и выполняет следующие функции в т.ч. организует информационно-методическое обеспечение ведения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации региональных государственных реестров (включая присвоение объекту категории в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду) и их поддержку по техническим вопросам.При этом согласно п.
организует информационно-методическое обеспечение ведения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации региональных государственных реестров (включая присвоение объекту категории в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду) и их поддержку по техническим вопросам.При этом согласно п.

23 Правил при включении в государственный реестр объекту присваивается код объекта и категория в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г.

№ 1029

«Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»

.На основании п. 2 Формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (утв. Приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 г.

№ 554) декларируемая категория объекта (I, II, III и IV категории) и обоснование ее присвоения в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации.В соответствии с п.

29 Правил при актуализации учетных сведений об объекте на основании поступивших сведений может быть изменена категория объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду и (или) может быть принято решение о включении (исключении) объекта в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.На основании изложенного, категория присваивается объекту, оказывающему НВОС, при его постановке на государственный учет объектов.При этом категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.Согласно п.
29 Правил при актуализации учетных сведений об объекте на основании поступивших сведений может быть изменена категория объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду и (или) может быть принято решение о включении (исключении) объекта в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.На основании изложенного, категория присваивается объекту, оказывающему НВОС, при его постановке на государственный учет объектов.При этом категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.Согласно п.

6 ст. 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:

  1. об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
  2. об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  3. о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
  4. об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
Рекомендуем прочесть:  Аффилированные лица банка

На основании изложенного, действующим законодательством предусмотрен закрытый перечень оснований для актуализации сведений об объектах НВОС.При этом изменение Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий не является основанием для актуализации сведений об объектах НВОС.Таким образом, правовые основания для изменения категории объекта, оказывающего НВОС, в связи с принятием новых Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий отсутствуют.Необходимо отметить, что обязанность по совершению хозяйствующим субъектом каких-либо действий в связи со вступлением в силу нормативного правового акта должна быть предусмотрена таким актом или иным нормативным правовым актом, например, в силу п. 42 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (утв.

приказом Минприроды России от 7 августа 2018 г.

№ 352) в случае изменения законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанного с инвентаризацией выбросов, должна быть произведена корректировка данных инвентаризации выбросов объекта ОНВ.При этом Проектом критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий пересмотр ранее присвоенных категорий не предусмотрен.В связи с изложенным, необходимость актуализации сведений, содержащихся в государственном реестре об объектах, оказывающих НВОС в связи с принятием новых Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий отсутствует.При этом при наступлении случаев, предусмотренных п.

6 ст. 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды», при актуализации сведений Росприроднадзором категория объекта может быть изменена с учетом новых критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.

Об утверждении порядка формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам

В соответствии со (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст.133; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 1, ст.25; N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52, ст.5498; 2007, N 7, ст.834; N 27, ст.3213; 2008, N 26, ст.3012; N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 11, ст.1261; N 52, ст.6450; 2011, N 1, ст.54; N 29, ст.4281; N 30, ст.4590, ст.4591, ст.4596; N 48, ст.6732; N 50, ст.7359; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 11, ст.1164; N 27, ст.3477; N 30, ст.4059; N 52, ст.6971, ст.6974; 2014, N 11, ст.1092; N 30, ст.4220; N 48, ст.6642; 2015, N 1, ст.11; N 27, ст.3994; N 29, ст.4359; N 48, ст.6723), , утвержденного (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст.6586), приказываю:Утвердить прилагаемый порядок формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам.Исполняющийобязанности МинистраС.Ю.РадченкоЗарегистрированов Министерстве юстицииРоссийской Федерации27 января 2016 года,регистрационный N 40808

Приложение.

Порядок формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам

Приложение Порядокформирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам 1. Настоящий порядок формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам (далее — Порядок) устанавливает правила формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — код объекта), а также присвоения их таким объектам.

2. Кодом объекта является уникальный номер, не повторяющийся во времени, присвоенный объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду (далее — объект), при осуществлении государственного учета объектов и подлежащий сохранению до ликвидации данного объекта. Объектом является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

3. Код объекта присваивается объекту территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении государственного учета объектов, осуществляемого в форме ведения государственного реестра объектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». 4. Код объекта имеет следующую структуру: |A|A|-|Б|Б|Б|Б|-|B|B|B|B|B|B|-|Г|, где АА — код субъекта Российской Федерации, на территории которого находится объект, в случае нахождения объекта во внутренних морских водах, территориальном море Российской Федерации в качестве кода указывается буквенное значение «М» и буквенное значение моря по признаку: Азовское море — «А», Балтийское море — «Б», Баренцево море — «В», Белое море — «Г», Берингово море — «Д», Восточно-Сибирское море — «Е», Карское море — «Ж», Каспийское море — «З», Море Лаптевых — «И», Охотское море — «К», Чёрное море — «Л», Чукотское море — «М», Японское море — «Н», в случае нахождения объекта на континентальном шельфе Российской Федерации в качестве кода указывается буквенное значение «Ш» и буквенное значение моря; ББББ — код территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на ведение государственного учета объектов, которым присвоен код объекта; ВВВВВВ — порядковый номер объекта, присвоенный территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на ведение государственного учета объектов; Г — обозначение вида объекта по площадной характеристике «Т» -точечный, «П» — площадной, «Л» — линейный.

5. Сведения о присвоении кода объекта отражаются в свидетельстве о постановке на государственный учет объекта, выдаваемом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на указанном объекте. _____________________________ * Указываются первые две цифры кода, обозначающего субъект Российской Федерации согласно территорий муниципальных образований (ОКТМО). ** Присваивается автоматически при регистрации в государственном реестре объектов.

*** Присваивается автоматически при внесении сведений в государственный реестр объектов, соответствует порядковому номеру заявки о постановке объекта на государственный учет.

<> Содержание

Об уровне поднадзорности

4. Осуществление лицензируемых видов деятельности по обращению с отходами является одним из критериев отнесения объектов к объектам НВОС, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору в соответствии с (далее — Критерии № 903).Отсутствие оснований для постановки объекта хозяйственной деятельности на государственный учет в соответствии с Критериями № 1029 не отменяет необходимости осуществления федерального государственного экологического надзора в отношении юридического лица, осуществляющего лицензируемую деятельность по обращению с отходами.Следует принимать во внимание, что данные критерии применяются прежде всего для учета объектов НВОС.Росприроднадзор активно взаимодействует с Минприроды России по внесению изменений в действующее законодательство, учитывая, что работа по ведению государственного реестра объектов НВОС будет продолжаться в последующие годы, в том числе в связи с постановкой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями новых вводимых в эксплуатацию объектов НВОС на государственный учет, а также в связи с актуализацией сведений об объектах.5. Учитывая, что постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 г.

№ 903

«Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору»

имеет большую юридическую силу, чем приказы Минприроды России об утверждении перечней объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, при определении органа исполнительной власти, уполномоченного на постановку на учет объектов НВОС, необходимо руководствоваться данным постановлением.В связи с этим сведения об объектах НВОС, соответствующих Критериям № 903 и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, но эксплуатируемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, не включенными в перечни, утвержденные приказами Минприроды России, должны включаться в федеральный государственный реестр объектов НВОС.Необходимо обратить внимание региональных органов на обратную ситуацию — для того, чтобы объекты НВОС, соответствующие Критериям № 903 и подлежащие ФГЭН, не остались в региональном реестре.6. Обмен заявками между территориальными органами Росприроднадзора и региональными органами (и наоборот) должен осуществляться строго в соответствии с пунктами 21 и 22 Правил в электронном виде с использованием ГИС (в течение 5 рабочих дней со дня регистрации с уведомлением юридического лица, индивидуального предпринимателя, направивших заявку, о ее переадресации).

Как установить категорию объектов, оказывающих негативное воздействие

Категория объекта устанавливается на основании «Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», утвержденных Постановлением Правительства РФ №1029 от 28.09.2015 г.

Присвоение объекту НВОС соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4 статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ). Любопытно, что «Критерии» составлены так, что объекты, не имеющие «стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год» попадают под III категорию.

Т.е. табачный ларек или детский сад формально следует отнести к III категории объектов НВОС!

Этот казус Министерство природных ресурсов России попыталось сгладить своими «рекомендациями» в Письме от 29 сентября 2016 г.

№ АА-03-04-32/20054: «Таким образом, при соответствии подпункту «б» пункта 6 части IV Критериев и отсутствии на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды (источников выбросов в атмосферный воздух), представляется целесообразным отнесение таких объектов (офисные помещения, школы, детские сады и т.д.) к IV категории объектов НВОС». А в пояснениях от 6 декабря 2016 года говорится уже другое: «Учитывая, что собственно образование и накопление отходов не являются критериями отнесения объекта к объекту какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду, а в заявке о постановке объекта НВОС на учет предусмотрены только сведения о размещении отходов на объекте НВОС, в случае, если организация образует отходы (не осуществляя деятельность по размещению отходов самостоятельно), но при этом не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях, в ходе осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности (например, офисы, школы, детские сады и т.д.), у такой организации объект НВОС не определяется. Постановка объектов, не отнесенных к объектам НВОС на учет, действующим законодательством не предусмотрена.» Это пахнет откровенным непрофессионализмом чиновников.

Ну как теперь быть? Детский сад — это IV категория или никакая?

А самое главное, какая разница? Однако факт остаётся фактом. Российское законотворчество далеко от совершенства. Ведомство вынуждено латать фактически свои собственные огрехи и «притягивать за уши» различные формулировки.

Ведь не секрет, что проекты подобных постановлений готовятся как раз в недрах МПР России и выходит, что министерство разъясняет потом то, что не смогло само точно сформулировать. И смех и грех.

Как определить, относится ли объект НВОС к IV категории

16 сентября 2020 16 сентября 2020 Плату за негативное воздействие на окружающую среду можно не вносить, если вся деятельность компании или ИП осуществляется исключительно на объектах IV категории. К таким объектам относятся здания, в которых нет источников выбросов веществ I и II классов опасности.

А как определить класс опасности загрязняющих веществ? Ответ на этот вопрос содержится в нашем сегодняшнем материале.Напомним, что по степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории:

  1. объекты III категории — оказывают незначительное негативное воздействие на окружающую среду;
  2. объекты I категории — оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду и относятся к областям применения наилучших доступных технологий;
  3. объекты IV категории — оказывают минимальное негативное воздействие на окружающую среду.
  4. объекты II категории — оказывают умеренное негативное воздействие на окружающую среду;

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить все юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие деятельность на объектах I-III категорий. А те, кто работают исключительно на объектах IV категории, от уплаты экологических платежей освобождены (п.

1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; см. «»). Согласно постановлению Правительства РФ , объектами IV категории считаются объекты, на которых одновременно выполняются два условия:

  1. наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
  2. отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Возникает вопрос: каким образом определить класс опасности загрязняющих веществ?

Росприроднадзор в письме . отвечает на него так: чтобы определить класс опасности загрязняющих веществ, необходимо использовать гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха, которые предусматривают классы опасности для загрязняющих веществ.

К таким нормативам, в частности, относятся

«Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест (ГН 2.1.6.3492-17)»

, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.12.17 № 165. 40 138 40 138 40 138 40 138Остались вопросы?Популярное за неделю23 16166 79675 4478 39637 296

РАЗРАБАТЫВАЕМ ПРИРОДООХРАННУЮ ДОКУМЕНТАЦИЮ, ПОЛУЧАЕМ РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ОСУЩЕСТВЛЯЕМ ПРИРОДООХРАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Отнесение объектов к определенной категории тесно связано с необходимостью разработки экологической документации, получения разрешительных документов и организации природоохранной деятельности.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+