Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - История верховного суда рф

История верховного суда рф

Похожие главы из других работ:

Верховный суд Российской Федерации В соответствии с частью 6 статьи 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996г. N 1-ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» полномочия. Верховный суд Российской Федерации «Верховный Суд Российской Федерации, — говорится в ст.126 Конституции РФ, — является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам. Верховный суд Российской Федерации В феврале 2013 г.

отмечалась торжественная дата — 90 лет со дня образования Верховного Суда РФ. Необходимо отметить, что это — дата фактического образования.

Юридическое же решение о том, что в Российской Федерации должен быть свой Верховный Суд. Верховный суд Российской Федерации Полномочия Верховного суда Российской Федерации определяются ст.2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ (ред.

от 21.07.2014)»О Верховном Суде Российской Федерации»: 1.

Верховный суд Российской Федерации В соответствии с ч.1 ст.128 Конституции РФ судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального собрания по представлению Президента РФ.

Верховный суд Российской Федерации . Верховный суд Российской Федерации в системе судов общей юрисдикции . Верховный суд Российской Федерации в системе судов общей юрисдикции Место Верховного Суда РФ в судебной системе Российской Федерации определяется его функциями.

Согласно Конституции РФ Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам.

Виды освобождения от наказания После подробного изучения теоретических аспектов института освобождения от наказания я хочу перейти к практическим аспектам.

Я рассмотрю судебную практику условно-досрочного освобождения от отбывания наказания за 2013 г. Место Верховного суда Российской Федерации в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства В соответствии с частью 6 статьи 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996г.

N 1-ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» полномочия.

Общая характеристика и компетенция Верховного Суда Российской Федерации . Ответственность за совершение правонарушений в сфере социального обеспечения Вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления о включении в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком после достижения ребенком возраста полутора лет основан на ошибочном толковании и. Полномочия Президента Российской Федерации По п.

«е» ст. 83 Конституции РФ Президент представляет Совету Федерации кандидатуры на назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также Генерального прокурора. Полномочия президента РФ По п.

«е» ст. 83 Конституции РФ Президент представляет Совету Федерации кандидатуры на назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также Генерального прокурора.

Проблема объединения Высшего Арбитражного суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации Как только стало известно о предстоящем объединении Высшего Арбитражного суда и Верховного суда Российской Федерации, политики, судьи, адвокаты и другие специалисты стали обсуждать положительные и отрицательные аспекты предстоящей реформы. |

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто.

Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Страница:

  1. 1

Размещено на http://www.allbest.ru/ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» в г. Кемерово Контрольная работа по дисциплине: Правоохранительные органы тема: Верховный суд Российской Федерации Выполнила: студентка группы Кр-116 СПВД Корниленко Ольга Александровна Кемерово 2014 Содержание

  1. 5.2.3 Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ
  2. 3. Полномочия верховного суда Российской Федерации
  3. 5.2.1 Аппарат Верховного Суда Российской Федерации
  4. 5.2.2 Органы судейского сообщества Верховного Суда РФ
  5. 5.1 организация деятельности верховного суда РФ
  6. 4.1 Основные подразделения верховного суда РФ
  7. 5. Организация и обеспечение деятельности верховного суда Российской Федерации
  8. Список литературы
  9. Введение
  10. 4. Порядок формирования верховного суда российской федерации, его состав и структура
  11. 5.2 Обеспечение деятельности верховного суда РФ
  12. 2. Основные этапы истории верховного суда российской федерации
  13. 1. Место верховного суда российской федерации в системе органов судебной власти и его функции
  14. Заключение

верховный суд полномочие российский отразить место Верховного Суда РФ в современной российской судебной системе; раскрыть полномочия Верховного Суда РФ; охарактеризовать состав и структуру Верховного Суда РФ.

Объектом настоящего исследования являются общественно-правовые отношения, связанные с реализацией компетенции Верховного Суда РФ, а также складывающиеся в процессе формирования Верховного Суда РФ и его внутреннего устройства. Предмет исследования — правовые нормы, регулирующие компетенцию, порядок формирования и структуру Верховного Суда РФ.

Структурно работа состоит из введения; пяти глав основной части, разбитых на параграфы, в которых последовательно решаются задачи работы; заключения. Оканчивается работа списком использованной литературы.

История создания Верховного суда Российской Федерации

Верховный суд образован 1 января 1923г.

Первоначально на него было возложено рассмотрение в кассационном порядке дел, разрешенных губернскими судами, и в порядке надзора — всех дел, рассмотренных судами республики, а также рассмотрение в качестве суда первой инстанции дел особой государственной важности по специально установленным законам подсудности. Верховный Суд рассматривал в качестве суда первой инстанции дела особой государственной важности по специально установленной подсудности. Верховный Суд РСФСР действовал в составе Президиума, пленарного заседания (Пленума), кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам, военной, военно-транспортной, дисциплинарной коллегий.

В автономных республиках и областях по специальному постановлению Президиума ВЦИК образовывались отделения Верховного Суда РСФСР. Первым Председателем Верховного Суда РСФСР стал Петр (Петерис) Иванович (Янович) Стучка. Первоначально Президиум Верховного Суда выполнял функции внутреннего управления.

По рассматриваемым вопросам он выносил постановления об отмене в порядке надзора приговоров нижестоящих судов, принимал решения и определения о передаче дела на новое судебное рассмотрение соответствующей коллегии Верховного Суда. На основе материалов обобщения судебной практики Президиум разрабатывал проекты законоположений, давал заключения по законопроектам, разработанным другими ведомствами.
На основе материалов обобщения судебной практики Президиум разрабатывал проекты законоположений, давал заключения по законопроектам, разработанным другими ведомствами.

Президиум ведал надзором «за судебными местами», организовывал ревизии губернских и иных, приравненных к ним судов, возбуждал дисциплинарные производства против членов Верховного Суда, председателей губернских и равных им судов, их заместителей, как по результатам ревизий, так и по отдельным сообщениям Прокурора Республики Марченко М.Н.

Система судов общей юрисдикции // Журнал российского права.

— 2006. — №6. С. 52-56. Пленарные заседания проходили под руководством Председателя Верховного Суда или его заместителя при обязательном присутствии Прокурора Республики или его старшего помощника. К компетенции Пленума относилось: толкование законов по вопросам судебной практики, рассмотрение, отмена и изменение приговоров и определений коллегий Верховного Суда или иного суда Республики, выборы дисциплинарной коллегии Верховного Суда и др. Кассационные коллегии рассматривали дела в составе трех постоянных членов Верховного Суда.

При каждой из коллегий состояли помощники Прокурора Верховного Суда.

Дисциплинарная коллегия избиралась Пленумом Верховного Суда в составе трех членов суда. Она занималась разбирательством проступков судебных работников с вынесением по ним постановлений. В первые годы при Верховном Суде состояли следователи по важнейшим делам, которые осуществляли возложенные на них обязанности под наблюдением Прокурора Верховного Суда и заместителя Председателя Верховного Суда.

В последующем следователи из структуры Верховного Суда РСФСР были выведены.

Состоявшаяся в июле 1923 г. сессия ВЦИК установила, что дела в судебных коллегиях подлежат рассмотрению с участием народных заседателей.

23 февраля 1923 г. Центральной штатной комиссией утвержден штат Верховного Суда РСФСР, включавший в себя 353 сотрудника, из них 34 судьи. За первый год деятельности Верховным Судом РСФСР по первой инстанции рассмотрены дела в отношении 758 человек, из них 116 человек (15,3%) оправданы, а 642 человека (84,7%) осуждены.

В дальнейшем количество дел, рассматриваемых Верховным Судом по первой инстанции, постоянно сокращалось.

Кассационной коллегией по уголовным делам с 1 июля 1923 г. по 1 января 1924 г. рассмотрено 361 дело в отношении лиц, приговорённых к высшей мере наказания.

Приговоры по 151 делу оставлены без изменения, по 187 делам расстрел заменен другими видами наказаний. Кассационная коллегия по гражданским делам Верховного Суда за первый год своей деятельности рассмотрела в кассационном порядке 953 гражданских дел. В последующие годы количество гражданских дел, рассмотренных в кассационном порядке, резко возрастало.

Так, если в 1924 году их рассмотрено 2418, то в 1927 году — 5725. Представляют интерес сведения о работе дисциплинарной коллегии, которая за первые пять лет (1923-1927 гг.) рассмотрела 160 дел о проступках судебных работников.

По 72 делам назначены дисциплинарные взыскания, причем по 16 — отстранение от должности.

В 1929 году дисциплинарная коллегия была упразднена. 30 января 1928 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление «О порядке руководства судебными органами РСФСР», согласно которому Председатель Верховного Суда одновременно стал и заместителем Народного комиссара юстиции РСФСР.

В следующем году в состав Наркомата юстиции был включен и Верховный Суд. Тем самым фактически ограничивалась его независимость, вводилась подконтрольность деятельности Верховного Суда административно-управленческому органу. Такое положение существовало до 1936 года, когда была принята Конституция РСФСР, в соответствии с которой суд вышел из ведения Наркомата юстиции.

Судьи Верховного Суда стали избираться Верховным Советом РСФСР сроком на пять лет. Сам суд стал состоять из двух коллегий, по гражданским и уголовным делам, которые рассматривали соответствующие дела по первой инстанции, в кассационном порядке, а также в порядке надзора на приговоры, решения и определения судов, вступившие в законную силу Лебедев В. Юбилей. Верховному Суду Российской Федерации 80 лет // Российская юстиция.

— 2003 г. — №1. — С.45. . Законом о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик 1938 года структура и компетенция Верховного Суда РСФСР, как и других судов союзных республик, были существенно изменены. Сократился круг лиц, обладавших правом внесения протестов в порядке надзора — такое право имели Председатель Верховного Суда и Прокурор Республики.

Протесты в судебные коллегии Верховного Суда РСФСР вносили также Председатель Верховного Суда СССР и Генеральный прокурор СССР Закон СССР от 25.12.1958

«Об утверждении основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик»

// Консультационная система КонсультантПлюс.

Хотелось бы заметить, что есть в истории Верховного Суда РСФСР и скорбные страницы. В 1938 году был осужден к высшей мере наказания по сфабрикованному обвинению Иван Лазаревич Булат, являвшийся Председателем Верховного Суда РСФСР с 1932 по 1937 годы.

Жертвами необоснованных репрессий стали и многие другие члены Верховного Суда РСФСР. По Конституции 1977 года Верховный Суд был наделён правом законодательной инициативы по вопросам его ведения, однако эта инициатива не использовалась, поскольку все решения, касающиеся деятельности правоохранительных и судебных органов, решались путём принятия постановления ЦК КПСС, которые в дальнейшем воплощались в жизнь в форме принятия законов Верховными Советами СССР РСФСР или постановлений Советов Министров СССР и РСФСР.

Новый этап в развитии Верховного Суда и российского правосудия связан с провозглашением независимости и суверенитета Российской Федерации.

В общественном сознании прочно утвердилось понимание того, что обеспечение прав и свобод человека, формирование гражданского общества и его институтов, создание рыночной экономики возможны только через становление правового государства. Стала очевидной и необходимость проведения судебной реформы, поскольку демократическое развитие России было немыслимо без сильного, независимого и справедливого суда.

В октябре 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял постановление, которым определялись главные задачи судебной реформы, одобрена ее Концепция и указывалось, что проведение судебной реформы должно считаться необходимым условием функционирования РСФСР как демократического правового государства, одним из приоритетных направлений законопроектной деятельности. Верховный Суд РФ выступил активным участником проведения судебной реформы, основными целями которой провозглашались формирование самостоятельной судебной власти, совершенствование судебной системы, утверждение подлинной независимости судей, расширение сфер судебной защиты прав и свобод граждан, приведение российского законодательства в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами России. Ставились задачи развития организационных основ судебной системы, совершенствования системы ее кадрового и финансового обеспечения Гуськова А.П., Шамардин А.А.

Правоохранительные органы (судоустройство): Учебник — М.: ИГ «Юрист», 2005. — 321 с. Теперь хотелось бы, более подробно разобрать положение Верховного суда в судебной системе Российской Федерации на современном этапе.

История становления и развития судебной системы в России Текст научной статьи по специальности «Право»

народного просвещения, 1802-1902.

— СПб. : М-во нар. просвещения, 1902.

11. Сплавская Н.В. Роль учреждений высшего профессионального образования в процессе формирования правового продуктивного поведения молодежи // Актуальные проблемы современной науки: Международная научно-практическая конференция.

Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт (Россия); Словацкий университет святых Кирилла и Мефодия (Словакия); Словацкий технологический университет в Братиславе (Словакия); Северо-Кавказский федеральный университет, институт информационных технологий и телекоммуникаций (Россия); Филиал ВНИИ МВД России по СКФО (Россия).

— 2013. — С. 64-66. Романова С.В., Жуенко С.Н. история СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ Судебная защита, по мнению исследователей, являясь одновременно и государственной, и правовой защитой, выступает наиболее эффективным и цивилизованным из всех имеющихся в мировой практике способом охраны прав личности.

Судебная защита в ряде случаев является единственным средством правовой защиты человека, как, например, при реабилитации незаконно осужденного, привлеченного к уголовной ответственности лица, объявление умершим, признание без вести пропавшим, установление отцовства. Следовательно, уровень судебной защиты в государстве — это показатель правового его характера и демократичности общества [3, с.

215]. В этой связи особую актуальность представляет собой проблема становления и развития в России института судебной защиты. Россия по созданию эффективной независимой судебной системы прошла серьезный путь, однако ее реформирование продолжается и по сегодняшний день. Современная система судебной системы в России во многом является схожей с той, которая была в пореформенной России XIX века.

Современная система судебной системы в России во многом является схожей с той, которая была в пореформенной России XIX века. Однако преимущество той системы заключалось в единстве ее судебных органов и судебной практики, обеспечивающимся Правительствующим сенатом, в настоящее время отмечается обособленность деятельности судов.

В 1990-е годы в России появилась необходимость проведения судебной реформы. Концепция судебной реформы 1991 года в качестве основой задачи определила построение правового государства, а также утверждение независимой судебной власти [1]. Основные направления судебной реформы также получили свое закрепле- ние и развитие в Конституции Российской Федерации 1993 г.

Конституция РФ гарантировала судебную защиту прав и свобод граждан, было закреплено равенство всех перед судом и законом, была определена независимость судей, а также равноправие и состязательность сторон. В проведении судебной реформы в современной России выделяется четыре периода. Первый период начался 24 октября 1991 г.

с принятием Концепции судебной реформы в РСФСР Данный этап характеризуется принятием важных законодательных актов, которые определили статус судей (в частности, Закон РФ от 26.06.1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»), процедуру судопроизводства и саму структуру судебной системы (в частности, Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г.

№ 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»). В этот же период была сформирована система судебных органов. Второй период связан с принятием Правительством РФ Постановления

«О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России»

на 20022006 годы» от 20.11.2001 г.

№ 805. В этот период в России создаются все виды судов, указанные в законе; процессуальное законодательство было приведено в соответствие с положениями конституции, приняты новые процессуальные кодексы: Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, введены суды с участием присяжных заседателей и возрождена мировая юстиция. Начало третьему периоду положило утверждение 21 сентября 2006 г.

Правительством РФ федеральной целевой программы

«Развитие судебной системы России на 2007-2012 годы»

от 21.09.2006 г. № 583. На данном этапе было принято значительное количество значимых федеральных законов, которые направлены были на дальнейшее совершенствование судопроизводства и судоустройства.

В настоящее время продолжается реформирование судебной системы на четвертом этапе ее современного развития.

На основании принятых в 2014 году законов из перечня федеральных судов был исключен Высший арбитражный суд РФ. Верховный суд РФ был наделен дополнительными полномочиями, что позволило ему стать единственным высшим судебным органом по административным, гражданский, уголовным и иным делам, а также по экономическим спорам.

Следовательно, современная Россия прошла весьма серьезный путь по созданию эффективной независимой судебной системы, которая основывает деятельность на демократических принципах правосудия, но ее реформирование до сих пор не нашло своего логического конца.

В этой связи необходимо обратиться к положительному историческому опыту. Обоснованным выступает проведение параллели современных судебных преобразований с российской Судебной реформой 1864 г.

Современная судебная система во многом сравнивается с судами, которые были созданы на основании Судебных уставов 1864 г. В этой связи можно дать сравнительную характеристику по вопросам судоустройства и судопроизводства на современной и постреформенной России XIX века. В результате Судебной реформы 1864 г.

В результате Судебной реформы 1864 г. провозглашены и реализованы были демократические принципы правосудия, включающие в себя несменяемость и независимость судей, устность, гласность, состязательность и равенство всех перед судом и т.д. Данные принципы нашли свое закрепление в Конституции РФ и федеральном законодательстве.

Сходство можно найти и в системе судебных органов, которые были созданы в ходе проведения судебной реформы второй половины XIX века и на современном этапе. В Судебном уставе 1864 г. было закреплено основание института мировых судей и общих судов, таких как: окружной суд, судебная палата, кассационный департамент Правительствующего Сената. В современной России система судебных органов более сложна, чем в России XIX века, однако сходство определенно присутствует.

Принятый в 1996 году Закон №1-ФКЗ подразделил все суда на две группы — федеральные и суды субъектов.

Такое деление является схожим разделением судов в пореформенной России XIX века — общие и мировые суды. На основании Закона №1-ФКЗ к федеральным судам относятся Конституционный суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции во главе с Верховным судом РФ, арбитражные суды во главе с Высшим арбитражным судом.

К судам субъектов отнесены конституционные (уставные) суды субъектов и мировые суды. Система федеральных судов общей юрисдикции состояла из районных судов, судов уровня субъектов Федерации: верховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов автономной области, автономных округов, городов федерального значения, а также Верховный суд РФ.

Более того, в системы федеральных судов общей юрисдикции входят военные суды — гарнизонные и окружные (флотские) военные суды [5, с. 103]. Систему арбитражных судов РФ составляли арбитражные суды субъектов Федерации, федеральные арбитражные суды округов, а также Высший арбитражный суд РФ.

С 2003 года в систему арбитражных судов в качестве суда апелляционной инстанции введены были апелляционные суды [9, с. 201]. Гораздо более сложная структура современных судебных органов объясняется существенным усложнением современных общественных отношений.

Необходимым и целесообразным в течение долгого времени считалось создание специализированных судов, к которым, например, относятся арбитражные суды, цель которых состоит в рассмотрении экономических споров. Однако, несмотря на то, что арбитражные суды достаточно эффективно осуществляют свою деятельность, деление судов на общие и арбитражные суды вызывает массу проблем, например, такая, как разграничение между ними подведомственности, когда становится непонятным, в какие суды следует обращаться за защитой. Данные проблемы, несмотря на совершенствование процессуального законодательства, остаются до сих пор.

Еще один недостаток разделения судов общей юрисдикции — отсутствие единой практики данных судов по схожим правовым вопросам.

Также является целесообразным провести сравнение инстанционной системы в судах пореформенной России второй половины XIX века с действующей в настоящее время. На основании процессуального законодательства 1864 г. мел- кие дела рассматривались мировыми судами по первой инстанции.

Окружными судами рассматривались неподсудные мировым судьям и к ведению палат дела по существу, в также в апелляционном порядке в установленных законом случаях проверяли не вступившие в законную силу акты мировых судов.

Судебными палатами проверялись дела по апелляции, рассмотренные окружными судами по первой инстанции без участия присяжных, и рассматривали дела о должностных и государственных преступлениях. Правительствующий сенат выступал в качестве судебного органа страны, который проверял вступившие в силу акты нижестоящих судебных органов в кассационном порядке.

Правительствующий сенат выступал в качестве судебного органа страны, который проверял вступившие в силу акты нижестоящих судебных органов в кассационном порядке. Принятое в 1864 г. процессуальное законодательство закрепило стройную инстанционную систему, которая основывалась на теоретических разработках видных российских и зарубежных ученых-процессуалистов: К.И.

Малышева, Е.В, Васьковского, Т.М.

Яблочкова, А.К. Рихтера, К. Канштейна, Ф.

Кляйна и др. [7, с. 145]. Рассмотрение дел было предусмотрено в трех инстанциях: первой — рассмотрение дела по существу; второй — проверка пока не вступивших в законную силу судебных актов суда первой инстанции; кассационной — проверка вступивших в законную силу судебных актов первой и апелляционной инстанций. Такое законодательное урегулирование вопроса об инстанциях было теоретически обоснованным и логичным. Как видно, для проверки судебных актов, которые принимались судами первой инстанции и не успели вступить в законную силу, существовала лишь одна инстанция — апелляционная.

Это соответствовало и самой сущности апелляции, цель которой состояла в недопущении вступления в силу необоснованных и незаконных судебных актов, принимаемых первой инстанцией.

Акту суда апелляционной инстанции вступали в законную силу немедленно.

iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Судебные уставы 1864 года в инстанции кассация регламентировали проверку вступивших в законную силу судебных актов предыдущих двух инстанций. В этом проявлялась сущность кассации, основная цель которой состояла в проверке вступивших в законную силу судебных актов. Следовательно, кассация выступала в качестве третьей проверочной инстанции.

В целом инстанционная система являлась единой для гражданского и уголовного процесса, что делает ее в пореформенных судах дореволюционной России более логичной, стройной и теоретически обоснованной. По сравнению с ней, основным недостатком современной инстанционной системы выступает отсутствие на протяжении довольно длительного времени единообразия в прохождении дела по инстанциям в гражданском и уголовном процессах. В УПК РФ и ГПК РФ закрепляются разные инстанционные системы.

Согласно ст. 354 УПК РФ в уголовном процессе предусматривается возможность обжаловать решение в кассационном порядке актов судов и первой, и апелляционной инстанций. А на основании ст. 336 ГПК РФ в гражданском процессе предусматривалась возможность обжаловать в кассационном порядке актов только лишь первой инстанции.

Данная ситуация сохранялась до реформирования современной инстанци- онной системы на основании принятых в 2010 году федеральных законов (в частности, Федеральный закон от 09.12.2010 г.

№ 353-ФЗ

«О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»

; Федеральный закон от 29.12.2010 г.

№ 443-ФЗ

«О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»

).

В настоящее время в суды общей юрисдикции была введена единая инстанционная система в гражданском и уголовном процессах, как это было в период действия Уставов уголовного и гражданского судопроизводства 1864 г. В современной России одной из проблем инстанционной системы уголовного и гражданского процесса в течение длительного времени выступало параллельное существование двух инстанций по пересмотру не вступивших в законную силу судебных актов — кассации и апелляции. В соответствии с УПК РФ и ГПК РФ апелляция была применима по отношению актов мировых судей, а остальные акты, не успевшие вступить в законную силу — обжаловались в кассационном порядке.

Такое положение не соответствовало конституционному принципу равенства всех перед законом и судом; инстанции друг друга дублировали [2, с. 18]. Кассация выполняла не свойственные ей функции, что не соответствовало также и мировым стандартам [8, с.

372]. В результате реформирования инстанционной системы на основании Закона

«О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»

и Закона «О внесении изменений в уголовно-процессуальный кодекс и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в настоящее время установлен единый апелляционный способ обжалования всех судебных постановлений, не вступивших в законную силу, а также единый кассационный способ обжалования уже вступивших в законную силу судебных актов. Данные новые положения в соответствии с законом о гражданском процессе применяются с 1 января 2012 года, а в уголовном процессе — с 1 января 2013 года.

Они позволили усовершенствовать правила пересмотра судебных актов и повысить эффективность правосудия. Таким образом, можно сделать вывод о том, что история развития судебной системы в нашей стране уходит в глубину веков и предназначается для разрешения споров. Судебная власть в России постоянно изменялась и совершенствовалась.

С ее развитием появились специализированные органы и должностные лица правосудия, которые были призваны разрешать споры людей.

При развитии и усложнении данных органов постепенно сложилась современная судебная система.

ЛИТЕРАТУРА 1. Постановление ВС РСФСР от 24.10.1991 г.

№ 1801-1 «О Концепции судебной реформы в РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. — 1991. — № 44. — Ст. 1435. 2. Борисова Е.А. Апелляция в гражданском (арбитражном) процессе.

— М., 2008. 3. Венгеров А. Б.

Теория государства и права. — М., 2014. 4. Ветрила Е.В. К вопросу об определении статуса адвоката свидетеля в уголовном судопроизводстве России // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института.

— 2016. — № 3. 5. Гайдидей Ю.М. Судебная система России: ошибки ее реформирования // Юридическая наука и правоохранительная практика.

— 2014. — № 4 (30). 6. Дружинина А.В. Оформление конституционных начал индивидуально-гражданского типа права (1905-1906 гг.) // Государство и право в XXI веке. 2014. — № 1. 7. Курас Т. Л. Реформирование судебной системы в России: история и современность // Власть.

— 2014. — № 10. 8. Матузов Н.И. Теория государства и права. — М., 2014. 9. Полевой В.В. К вопросу о реформе органов судебной власти Российской Федерации // Право и политика: теоретические и практические проблемы.

— Рязань, 2013. 10. Сплавская Н.В. Инновационные технологии формирования продуктивных когнитивных и поведенческих стереотипов в сфере правовых отношений // Гуманизация образования. — 2012. — № 2. 11. Сплавская Н.В., Горохова В.И. Перспективы развития правового государства в РФ // Государство и право в XXI веке.

Перспективы развития правового государства в РФ // Государство и право в XXI веке. — 2015. — № 2. теория государства и права Гайдидей Ю.М. влияние повышения судебно-правовой культуры на уровень судопроизводства Существующая связь культуры и судопроизводства бесспорна.

В подтверждение тому, уже устоявшаяся аббревиатура использования основных терминов и понятий. Так, в научной литературе были предприняты попытки обозначения таких самостоятельных понятий, как «судебно-процессуальная правовая культура» [1, с.

514], «культура правосудия» [2, с. 14], «культура судопроизводства» [3, с. 14], «культура судебного процесса» [4, с.

14]. Они в свою очередь имеют неоднозначные определения содержания. Судебно-правовая культура представляет собой определенный уровень качественного состояния судебной системы, а также правосознания и правового

Официальный сайтВерховного Суда Российской Федерации

Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» (Извлечение) Статья 3. Состав Верховного Суда Российской Федерации 1.

Верховный Суд Российской Федерации состоит из ста семидесяти судей Верховного Суда Российской Федерации.

2. Верховный Суд Российской Федерации действует в следующем составе: 1) Пленум Верховного Суда Российской Федерации; 2) Президиум Верховного Суда Российской Федерации; 3) Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации — в качестве судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации; 4) Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации; 5) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации; 6) Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации; 7) Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации; 8) Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации; 9) Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации — в качестве судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

3. Изменения в состав Верховного Суда Российской Федерации вносятся путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон. Статья 18. Органы судейского сообщества в Верховном Суде Российской Федерации В Верховном Суде Российской Федерации действуют общее собрание судей Верховного Суда Российской Федерации и Совет судей Верховного Суда Российской Федерации, полномочия, порядок формирования и деятельности которых регулируются положением, принимаемым общим собранием судей Верховного Суда Российской Федерации. Статья 19. Научно-консультативный совет при Верховном Суде Российской Федерации 1.

Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики при Верховном Суде Российской Федерации действует Научно-консультативный совет, состав которого утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации. 2. Организация и порядок деятельности Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации определяются положением о нем, утверждаемым Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.

Место в судебной системе

Верховный Суд Российской Федерации действует в составе судей, включая Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первого заместителя и заместителей Председателя, председателя Кассационной коллегии, председателей Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. В Верховном Суде Российской Федерации действуют следующие структуры: Пленум, Президиум, Кассационная коллегия, Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации состоит из судей Верховного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей.

На Пленум возложены задачи по решению наиболее важных вопросов деятельности судов общей юрисдикции и осуществления правосудия.

Пленум рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения судами законов и иных нормативных правовых актов, дает по ним разъяснения, рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в порядке осуществления законодательной инициативы, об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов. Пленум заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей Кассационной коллегии и судебных коллегий и осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации является высшей и конечной судебной инстанцией по делам, отнесенным к подсудности судов общей юрисдикции. Президиум Верховного Суда РФ.

Президиум состоит из Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей.

В состав Президиума входят ряд наиболее авторитетных судей Верховного Суда РФ. Состав Президиума Верховного Суда РФ утверждается Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает судебные дела при наличии большинства членов Президиума.

Президиум Верховного Суда РФ рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов, вынесенных судами общей юрисдикции и отдельные вопросы судебной практики. В частности, к ведению Президиума относится: рассмотрение судебных дел в порядке надзора, а также в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами; рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики, рассмотрение вопросов организации работы коллегий и аппарата Верховного Суда; оказание помощи нижестоящим судам в правильном применении законодательства, в том числе путем рассылки ответов на вопросы, касающиеся применения законодательства; осуществление некоторых других полномочий, предоставленных ему законодательством.

Кассационная Коллегия Верховного Суда Российской Федерации состоит из председателя Кассационной коллегии, членов коллегии из числа судей Верховного Суда Российской Федерации. Судебные коллегии по уголовным и гражданским делам, а также Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривают в качестве суда первой инстанции, отнесенные к их компетенции федеральным законом; в пределах своих полномочий рассматривают дела в кассационном порядке, и в порядке надзора, а также по вновь открывшимся обстоятельствам; на основании части четвертой статьи 125 Конституции Российской Федерации вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; осуществляют иные полномочия, предоставленные им федеральным законом. Официальным изданием Верховного Суда РФ является «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», в котором публикуется для всеобщего сведения информация о заседаниях Пленума Верховного Суда РФ и его постановления с разъяснениями по вопросам судебной практики.

В «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» публикуются наиболее значимые постановления Президиума Верховного Суда РФ, определения судебных коллегий, решения областных и приравненных к ним судов, которые могут иметь значение для выработки направлений развития судебной практики по гражданским, административным и уголовным делам. В «Бюллетене Верховного Суда РФ» публикуются обзоры судебной практики, статьи по актуальным вопросам применения законодательства и другие материалы. При Верховном Суде Российской Федерации в качестве совещательного органа образуется и функционирует Научно-консультативный совет, в состав которого входят высококвалифицированные судьи, работники правоохранительных органов, ученые-юристы, адвокаты.

Состав Научно-консультативного Совета утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Возглавляет Научно-консультативный совет Председатель Верховного Суда РФ. Научно-консультационный совет разрабатывает научно обоснованные рекомендации по наиболее сложным и принципиальным вопросам судебной практики.

Такие рекомендации могут разрабатываться в связи с подготовкой разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики, разработкой проектов законодательных и иных нормативных актов, рассмотрением в судебных заседаниях конкретных дел. Верховный Суд РФ является учредителем Российской академии правосудия — государственного научно-образовательного учреждения, действующего в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, уставом Академии и учредительным договором.

Академия осуществляет функции подготовки кандидатов на должности судей и работников аппаратов судов, профессиональной переподготовки и повышения квалификации судей и работников аппаратов судов, а также осуществляет фундаментальные и прикладные научные и методические исследования в области организации и деятельности судебной власти. Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, сроком на 6 лет. Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации выполняет важную роль в осуществлении надзора за рассмотрением гражданских, уголовных и административных дел, подсудных судам общей юрисдикции, обеспечивая единообразие судебной практики, соблюдение законов при осуществлении правосудия, способствуя тем самым формированию единого правового пространства страны.

Он непосредственно участвует в проведении кадровой политики в судах общей юрисдикции, в практической реализации гарантий независимости судей.

Что такое Верховный суд (ВС РФ)

Верховный суд РФ является высшим звеном системы арбитражных судов (до 2014 года был еще ВАС РФ) и судов общей юрисдикции.Полномочия и права инстанции детально прописаны в Конституции РФ, а также 1-ФКЗ. В качестве представителей для ведения дел в ВС России привлекаются лучшие юристы по правовым вопросам, гражданским или административным спорам.Что такое Суд и Судебная система.Верховный Суд Российской Федерации (ВС РФ) осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».

Основные этапы истории Верховного Суда РФ

Решение о том, что в Российской Федерации должен быть свой Верховный Суд, состоялось в ноябре 1922 г.

Ранее в России не было органа, именовавшегося Верховным Судом. До октября 1917 г. функции высшего судебного органа выполнялись учреждением, называвшимся Правительствующим Сенатом.

В ноябре 1917 г. Декретом о суде № 1 этот орган был упразднен без создания какого-либо аналогичного учреждения.

Судоустройственные акты первых лет советской власти основное внимание уделяли организации и деятельности местных судов и судов чрезвычайных (революционных и военно-революционных трибуналов).

Изложенный в Декрете о суде № 3 (июль 1918 г.) замысел о создании единого для всей республики Кассационного суда в Москве в то время практически реализован не был. В период гражданской войны и иностранной военной интервенции высшими судами в РСФСР считались Верховный трибунал при ВЦИК, действовавший как суд первой инстанции по важнейшим делам, и существовавший наряду с ним Кассационный трибунал при ВЦИК — кассационная инстанция для революционных трибуналов. Кроме того, до 1921 г. действовали: Революционный военный трибунал при Реввоенсовете Республики, Главный железнодорожный военно-революционный трибунал при Народном комиссариате путей сообщения.

Эти органы возглавляли системы соответствующих трибуналов. Но высшего судебного органа, возглавлявшего систему всех судов, до 1922 г.

создано не было. Отсутствие высшего судебного органа приводило к разобщенности в деятельности всех судов, не позволяло складываться единой судебной практике. Обеспечению этого единства в некоторой степени послужило создание после слияния Верховного трибунала с Кассационным трибуналом Отдела высшего судебного контроля в составе Народного комиссариата юстиции РСФСР, который получил право пересмотра дел в порядке надзора в отношении народных судов, советов народных судей и революционных трибуналов. Однако практически этот орган так и не стал руководящим и надзорным центром для всех судов, хотя и сыграл свою роль в деле установления единой судебной практики в республике.

Лишь по Положению о судоустройстве РСФСР 1922 г.

вместо Верховного трибунала при ВЦИК и Высшего судебного контроля при НКЮ РСФСР был организован Верховный Суд РСФСР. В его компетенцию входило осуществление надзора за судебной деятельностью всех судов республики. Он рассматривал дела по кассационным жалобам и протестам на решения губернских судов и был судом первой инстанции по важнейшим гражданским и уголовным делам.

Судьи Верховного Суда РСФСР утверждались Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом. К 1924 г. Верховный Суд РСФСР действовал в составе:

  • Дисциплинарной коллегии. Отделения Верховного Суда были образованы в автономных республиках и областях РСФСР.
  • Президиума;
  • Военной и военно-транспортной коллегии;
  • Пленарного заседания;
  • Судебной коллегии;
  • Кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам;

После создания в 1924 г. Верховного Суда СССР структура Верховного Суда РСФСР изменилась, поскольку из него в состав союзного суда была передана Военная и Военно-транспортная коллегия.

Компетенция Верховного Суда РСФСР подробно регламентировалась Положением о судоустройстве РСФСР 1926 г. В нем, в частности, отмечалось, что Пленарное заседание Верховного Суда ведает истолкованием законов по всем вопросам судебной практики в области процессуального и материального права. Это значительно повысило роль Верховного Суда в выработке единой судебной практики на территории РСФСР.

Существенное влияние на организацию и деятельность Верховного Суда РСФСР оказал Закон

«О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик»

1938 г.

В нем было указано, что Верховный Суд РСФСР является высшим судебным органом республики. На него возлагался надзор за судебной деятельностью всех судов Российской Федерации. Изменился порядок выборов судей и народных заседателей Верховного Суда РСФСР.

Этот порядок стал таким, каким был вплоть до принятия упомянутого выше Закона от 1 декабря 1988 г.

Изменилась и структура Суда: из его состава были исключены специальные коллегии, Президиум и Пленум.

Верховный Суд стал действовать только в составе Коллегии по уголовным делам и Коллегии по гражданским делам, что, безусловно, снижало его значение.

В этом же Законе в угоду централистским тенденциям построения судебной системы было указано на то, что верховным судам союзных республик не предоставляется права давать руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства. Президиум Верховного Суда РСФСР восстановлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 г.

На него было возложено рассмотрение дел в порядке надзора. После принятия Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве на их базе в октябре 1960 г. был принят Закон о судоустройстве РСФСР, который в настоящее время действует в редакции от 8 июля 1981 г.

(со многими последующими изменениями и дополнениями). Этот Закон разрешил многие вопросы, связанные с организацией и деятельностью Верховного Суда РФ в его современном виде. Распад Союза ССР в декабре 1991 г., а вместе с ним и существовавшей до этого судебной системы не мог не отразиться на организации и полномочиях Верховного Суда РФ.

Это проявилось, в частности, в том, что уже 28 декабря того же года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление

«О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР»

, которым в составе данного Суда образована Военная коллегия, осуществляющая непосредственно надзор за судебной деятельностью всех военных судов, действующих в составе Вооруженных Сил РФ.

Принятие Конституции РФ 1993 г. тоже отразилось на Верховном Суде РФ.

Были несколько уточнены его основные функции (см.

ст. 126) и изменен порядок формирования. Судей этого суда теперь назначает Совет Федерации по представлению Президента РФ.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+