Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Социальное обеспечение - Категории инвалидности для детей

Категории инвалидности для детей

Как получить инвалидность

Инвалидность устанавливает региональное бюро медико-социальной экспертизы, МСЭ. Экспертизу проводят по месту регистрации.

Если человек зарегистрирован в одном месте, а живет в другом, придется оформить временную регистрацию.Чтобы пройти экспертизу, сначала нужно получить направление.

Его оформлением обычно занимаются лечебные учреждения, например поликлиника, к которой прикреплен человек. Направление также может выдать Пенсионный фонд России или региональный орган соцзащиты.Если человек хочет пройти экспертизу, а лечебное учреждение, ПФР или соцзащита отказываются давать направление, организация обязана выдать справку об отказе в направлении на МСЭ. С этой справкой в бюро можно обратиться самостоятельно.Направление на экспертизу обычно дают после того, как истекает максимальный срок больничного листа.

Но если понятно, что здоровье уже не поправить, то его могут дать и раньше, например при потере конечности.Чтобы получить направление на МСЭ, придется собрать много документов и пройти врачебную комиссию. Как это сделать, я рассказала В других ситуациях порядок действий такой же.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 22 августа 2005 г. N 535 г. Москва Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы

Зарегистрирован в Минюсте РФ 13 сентября 2005 г.

Регистрационный N 6998 В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 965 «О порядке признания граждан инвалидами» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4127; 2005, N 7, ст. 560) приказываю: Утвердить по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, согласно приложению.

Министр М. Зурабов Приложение Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы I.

Общие положения 1. Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности; основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий. 2. Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют условия установления степени ограничения способности к трудовой деятельности и групп инвалидности (категории «ребенок-инвалид»).

II. Классификации основных видов нарушений функций организма и степени их выраженности 3. К основным видам нарушений функций организма человека относятся: нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций); нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.); нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности); нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений); нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета; нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела). 4. При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются четыре степени их выраженности: 1 степень — незначительные нарушения, 2 степень — умеренные нарушения, 3 степень — выраженные нарушения, 4 степень — значительно выраженные нарушения.

III. Классификации основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий 5.

К основным категориям жизнедеятельности человека относятся: способность к самообслуживанию; способность к самостоятельному передвижению; способность к ориентации; способность к общению; способность контролировать свое поведение; способность к обучению; способность к трудовой деятельности.

6. При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности: а) способность к самообслуживанию — способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены: 1 степень — способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема, с использованием при необходимости вспомогательных технических средств; 2 степень — способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств; 3 степень — неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц; б) способность к самостоятельному передвижению — способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом: 1 степень — способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств; 2 степень — способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств; 3 степень — неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц; в) способность к ориентации — способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения: 1 степень — способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств; 2 степень — способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств; 3 степень — неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц; г) способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации: 1 степень — способность к общению со снижением темпа и объёма получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи; 2 степень — способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств; 3 степень — неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц; д) способность контролировать свое поведение — способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм: 1 степень — периодически возникающее ограничение способности контролировать своё поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции; 2 степень — постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц; 3 степень — неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц; е) способность к обучению — способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми): 1 степень — способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий; 2 степень — способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий; 3 степень — неспособность к обучению; ж) способность к трудовой деятельности — способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы: 1 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации; 2 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц; 3 степень — неспособность к трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности. 7. Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека. IV. Критерии установления степени ограничения способности к трудовой деятельности 8.

Способность к трудовой деятельности включает в себя: способность человека к воспроизведению специальных профессиональных знаний, умений и навыков в виде продуктивного и эффективного труда; способность человека осуществлять трудовую деятельность на рабочем месте, не требующем изменений санитарно-гигиенических условий труда, дополнительных мер по организации труда, специального оборудования и оснащения, сменности, темпов, объема и тяжести работы; способность человека взаимодействовать с другими людьми в социально-трудовых отношениях; способность к мотивации труда; способность соблюдать рабочий график; способность к организации рабочего дня (организации трудового процесса во временной последовательности). 9. Оценка показателей способности к трудовой деятельности производится с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков. 10. Критерием установления 1 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к снижению квалификации, объема, тяжести и напряженности выполняемой работы, невозможности продолжать работу по основной профессии при возможности выполнения других видов работ более низкой квалификации в обычных условиях труда в следующих случаях: при выполнении работы в обычных условиях труда по основной профессии с уменьшением объема производственной деятельности не менее чем в 2 раза, снижением тяжести труда не менее чем на два класса; при переводе на другую работу более низкой квалификации в обычных условиях труда в связи с невозможностью продолжать работу по основной профессии.

11. Критерием установления 2 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при котором возможно осуществление выполнения трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц. 12. Критерием установления 3 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к полной неспособности к трудовой деятельности, в том числе в специально созданных условиях, или противопоказанности трудовой деятельности. V. Критерии установления групп инвалидности 13.

Критерием для определения первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию третьей степени; способности к передвижению третьей степени; способности к ориентации третьей степени; способности к общению третьей степени; способности контролировать свое поведение третьей степени. 14. Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию второй степени; способности к передвижению второй степени; способности к ориентации второй степени; способности к общению второй степени; способности контролировать свое поведение второй степени; способности к обучению третьей, второй степеней; способности к трудовой деятельности третьей, второй степеней. 15. Критерием для определения третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности 1 степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию первой степени; способности к передвижению первой степени; способности к ориентации первой степени; способности к общению первой степени; способности контролировать свое поведение первой степени; способности к обучению первой степени.

16. Категория «ребенок-инвалид» определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.

Порядок и условия признания граждан инвалидами.

Справка

– нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;– ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);– необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. Наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет категория «ребенок инвалид». Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II и III групп – 1 раз в год, а детей инвалидов – 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория «ребенок инвалид».

Гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, категория «ребенок инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет: – не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению;– не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма. Перечень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, при которых группа инвалидности (категория «ребенок инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет) устанавливается без указания срока переосвидетельствования: 1.

Злокачественные новообразования (с метастазами и рецидивами после радикального лечения; метастазы без выявленного первичного очага при неэффективности лечения; тяжелое общее состояние после паллиативного лечения, инкурабельность (неизлечимость) заболевания с выраженными явлениями интоксикации, кахексии и распадом опухоли). 2. Злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей с выраженными явлениями интоксикации и тяжелым общим состоянием. 3. Неоперабельные доброкачественные новообразования головного и спинного мозга со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций и выраженными ликвородинамическими нарушениями.

4. Отсутствие гортани после ее оперативного удаления.

5. Врожденное и приобретенное слабоумие (выраженная деменция, умственная отсталость тяжелая, умственная отсталость глубокая). 6. Болезни нервной системы с хроническим прогрессирующим течением, со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций.

7. Наследственные прогрессирующие нервно мышечные заболевания, прогрессирующие нервно мышечные заболевания с нарушением бульбарных функций (функций глотания), атрофией мышц, нарушением двигательных функций и (или) нарушением бульбарных функций. 8. Тяжелые формы нейродегенеративных заболеваний головного мозга (паркинсонизм плюс).

9. Полная слепота на оба глаза при неэффективности проводимого лечения; снижение остроты зрения на оба глаза и в лучше видящем глазу до 0,03 с коррекцией или концентрическое сужение поля зрения обоих глаз до 10 градусов в результате стойких и необратимых изменений.

10. Полная слепоглухота. 11. Врожденная глухота при невозможности слухоэндопротезирования (кохлеарная имплантация).

12. Болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением с тяжелыми осложнениями со стороны центральной нервной системы (со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций), мышцы сердца (сопровождающиеся недостаточностью кровообращения IIБ III степени и коронарной недостаточностью III IV функционального класса), почек (хроническая почечная недостаточность IIБ III стадии).

13. Ишемическая болезнь сердца с коронарной недостаточностью III IV функционального класса стенокардии и стойким нарушением кровообращения IIБ III степени. 14. Болезни органов дыхания с прогредиентным течением, сопровождающиеся стойкой дыхательной недостаточностью II III степени, в сочетании с недостаточностью кровообращения IIБ III степени. 15. Цирроз печени с гепатоспленомегалией и портальной гипертензией III степени.

16. Неустранимые каловые свищи, стомы. 17. Резко выраженная контрактура или анкилоз крупных суставов верхних и нижних конечностей в функционально невыгодном положении (при невозможности эндопротезирования).

18. Терминальная стадия хронической почечной недостаточности.

19. Неустранимые мочевые свищи, стомы.

20. Врожденные аномалии развития костно мышечной системы с выраженными стойкими нарушениями функции опоры и передвижения при невозможности корригирования. 21. Последствия травматического повреждения головного (спинного) мозга со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций и тяжелым расстройством функции тазовых органов.

21. Последствия травматического повреждения головного (спинного) мозга со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций и тяжелым расстройством функции тазовых органов.

22. Дефекты верхней конечности: ампутация области плечевого сустава, экзартикуляция плеча, культи плеча, предплечья, отсутствие кисти, отсутствие всех фаланг четырех пальцев кисти, исключая первый, отсутствие трех пальцев кисти, включая первый.

23. Дефекты и деформации нижней конечности: ампутация области тазобедренного сустава, экзартикуляция бедра, культи бедра, голени, отсутствие стопы. Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации). В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.

В Федеральном бюро медико социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования. Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико социальной экспертизы. Гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико социальную экспертизу, либо в главное бюро. Бюро, проводившее медико социальную экспертизу гражданина, в 3 дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.

Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро. Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.

Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утверждены приказом Минздравсоцразвития от 23 декабря 2009 года.

Классификации, используемые при осуществлении медико социальной экспертизы граждан, определяют основные виды нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.

Критерии, используемые при осуществлении медико социальной экспертизы граждан, определяют условия установления групп инвалидности (категории «ребенок инвалид»). К основным видам нарушений функций организма человека относятся: – нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);– нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной и письменной, вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.);– нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);– нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);– нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;– нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).

При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются четыре степени их выраженности: 1 степень – незначительные нарушения,2 степень – умеренные нарушения,3 степень – выраженные нарушения,4 степень – значительно выраженные нарушения.

К основным категориям жизнедеятельности человека относятся: способность к самообслуживанию; способность к самостоятельному передвижению; способность к ориентации; способность к общению; способность контролировать свое поведение; способность к обучению; способность к трудовой деятельности. При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности: Способность к самообслуживанию – способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены: 1 степень – способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;2 степень – способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;3 степень – неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц. Способность к самостоятельному передвижению – способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом: 1 степень – способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;2 степень – способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;3 степень – неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц.

Способность к ориентации – способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения: 1 степень – способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;2 степень – способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;3 степень – неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц.
Способность к ориентации – способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения: 1 степень – способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;2 степень – способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;3 степень – неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц. Способность к общению – способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации: 1 степень – способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи; при изолированном поражении органа слуха способность к общению с использованием невербальных способов и услуг по сурдопереводу;2 степень – способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;3 степень – неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц.

Способность контролировать свое поведение – способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально правовых и морально этических норм: 1 степень – периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;2 степень – постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;3 степень – неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц. Способность к обучению – способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми): 1 степень – способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;2 степень – способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников, детей с ограниченными возможностями здоровья или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;3 степень – неспособность к обучению. Способность к трудовой деятельности – способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы: 1 степень – способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;2 степень – способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц;3 степень – неспособность к любой трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) любой трудовой деятельности.

Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека. Критерием для определения первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию третьей степени; способности к передвижению третьей степени; способности к ориентации третьей степени; способности к общению третьей степени; способности контролировать свое поведение третьей степени; способности к обучению третьей степени; способности к трудовой деятельности третьей степени. Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию второй степени; способности к передвижению второй степени; способности к ориентации второй степени; способности к общению второй степени; способности контролировать свое поведение второй степени; способности к обучению второй степени; способности к трудовой деятельности второй степени.

Критерием для определения третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности первой степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию первой степени; способности к передвижению первой степени; способности к ориентации первой степени; способности к общению первой степени; способности контролировать свое поведение первой степени; способности к обучению первой степени. Категория «ребенок-инвалид» определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты. Приказ Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г.

в отличие от приказа Минздравсоцразвития России от 22 августа 2005 года

«Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико социальной экспертизы»

предусматривает не установление инвалидам степеней ограничения способности к трудовой деятельности (ОСТД), а только ее оценку в рамках устанавливаемых групп инвалидности и определяет четкое соответствие групп инвалидности степеням ОСТД. Так, приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г.

установлено, что одним из критериев установления I группы инвалидности является третья степень ограничения способности к трудовой деятельности (ОСТД), II группы – вторая степень ОСТД, III группы – первая степень ОСТД. На этом основании инвалидам, которым до 1 января 2010 г. группа инвалидности была установлена со сроком переосвидетельствования и ниже, чем степень ограничения способности к трудовой деятельности, при очередном освидетельствовании в 2010 г.
группа инвалидности была установлена со сроком переосвидетельствования и ниже, чем степень ограничения способности к трудовой деятельности, при очередном освидетельствовании в 2010 г.

после вступления в силу приказа Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. в случае подтверждения ранее установленной степени ограничения способности к трудовой деятельности устанавливается более высокая группа инвалидности. Так, при очередном освидетельствовании инвалидов II группы с третьей степенью ОСТД в случае подтверждения данной степени ОСТД им устанавливается I группа инвалидности, а инвалидам III группы со второй и третьей степенью ОСТД при подтверждении указанных степеней ОСТД соответственно II и I группы инвалидности.

С 1 января 2010 года, по данным Минздравсоцразвития, группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности коррелируются следующим образом: — первой группе инвалидности соответствует 1 группа, третья, вторая, первая степень или ее отсутствие; 2 группа, третья степень; третья группа, третья степень;- второй группе соответствует 2 группа, вторая степень; вторая группа, первая степень; вторая группа без степени; третья группа, вторая степень;- третьей группе соответствует третья группа, первая степень; третья группа без степени и третья группа нулевой степени. Материал подготолвен на олснове информации открытых источников

Основные причины нетрудоспособности

На сегодняшний день многие граждане сталкивались с таким понятием, как присвоение инвалидности согласно соответствующей формы общего заболевания. На принятие такого решения влияет несколько факторов, о которых знают немногие, поэтому такая формулировка не вызывает дополнительных вопросов у граждан.

В перечень заболеваний общей формы следует отнести:

  1. Патологии и осложнения врожденного характера.
  2. Травмы и увечья, полученные на рабочем месте и приведшие к серьезным дефектам в функционировании органов или всего организма, а также определенных частей тела.
  3. Профзаболевания, тяжелые ранения или травмы, полученные во время службы или проведения боевых действий.
  4. Болезни, появившиеся вследствие аварии на ЧАЭС.
  5. Профессиональные заболевания.

Степень инвалидности по форме общего заболевания при таких дефектах определяется человеку в обязательном порядке.

Детская инвалидность

Несовершеннолетние льготники обычно рассматриваются как особая категория инвалидов. Многие из детей имеют отклонения в развитии, то есть им трудно общаться, обучаться, контролировать поведение и пр.

В будущем некоторые из них, однако, могут работать и находят себя в жизни.

Как бы там ни было, специалисты МСЭ могут рекомендовать в отношении детей-инвалидов: — надомное обучение; — реализацию комплекса мер по реабилитации; — размещение в специнтернатах, санаториях и пр; — предоставление дополнительного мед. оборудования. Детям с ограниченными возможностями нужен опекун. Также государство выделяет им пенсионное пособие с льготами.

Примечательно, что с 18 лет ребёнок-инвалид, оставшийся без попечения родителей, либо сирота из интерната, может претендовать на внеочередное жильё.

Детские критерии установления инвалидности

24 февраля, 2021 С 1 января 2021 года в РФ впервые появились так называемые детские критерии установления инвалидности, ранее были общие для любого возраста. Приказ 1024 утратил силу, и вступил в действие Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 августа 2021 г. № 585н

«О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»

.

Этот документ включает в себя практически все заболевания из Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). Обновлена количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма взрослого гражданина, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Предусмотрена отдельная количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма ребенка. Приложение 2 к Приказу: Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте до 18 лет является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению любой категории жизнедеятельности человека и любой из трех степеней выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности, определяющих необходимость социальной защиты ребенка.

Приложение 2 к Приказу: Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте до 18 лет является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению любой категории жизнедеятельности человека и любой из трех степеней выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности, определяющих необходимость социальной защиты ребенка.

Соответственно, у граждан появились вопросы: будут ли пересматриваться ранее установленные бессрочные группы инвалидности в связи с появлением новых критериев инвалидности? Нет, не будут. Ранее установленные бессрочные группы инвалидности, в том числе и статус ребенок – инвалид (до 18 лет, могут быть изменены только с личного письменного согласия гражданина или его законного представителя, или при контрольном освидетельствовании в Главном бюро МСЭ (и даже в этом случае обоснованность ранее принятого решения будет оцениваться по критериям установления инвалидности, которые действовали на дату заключения МСЭ, а не на дату контрольного освидетельствования.) Сами классификации и критерии остались прежними. Для понимания степени ограничений жизнедеятельности можно ознакомиться с Международной классификацией функционирования ВОЗ.

Новые критерии и классификатор позволяет наиболее точно описывать состояние здоровья. Это дополнительный инструмент для медицинских специалистов, неподготовленному человеку в нем разобраться сложно.

В разделе 5 Приложения 2 (критерии для граждан до 18 лет) «Психические расстройства и расстройства поведения» установлены ранее отсутствовавшие критерии: — уровень реабилитационного потенциала организма ребенка (фактор наследственности, половозрастные особенности, состояние иных органов и систем организма), — уровень реабилитационного потенциала личности ребенка (интеллектуальный, мотивационный и эмоционально-волевой компонент в зависимости от возраста), — состояние его ближайшей социальной группы (семьи), — характер получения образования (обучение по основным общеобразовательным стандартам или по адаптированной программе), — профессиональный маршрут (в возрасте старше 14 лет).

Необходимой составляющей оценки степени выраженности нарушений психических функций ребенка в возрасте до 18 лет, обусловленных психическими расстройствами и расстройствами поведения является уровень адаптации в основных сферах жизнедеятельности ребенка (семейной, бытовой, социально-средовой, в ситуации обучения, профессиональной сфере и прочих). Примечание к подпункту 5.1.2. Общие расстройства психологического развития (F 84) Количественная оценка степени выраженности нарушений функций организма ребенка в возрасте до 18 лет при расстройствах аутистического спектра основывается на оценке степени дефицита социальной коммуникации и социального взаимодействия; оценке «поведенческого сценария» (фобии и аффективные методы защиты — моторные и речевые стереотипии, поведенческие ритуалы, сверхценные увлечения, патологические фантазии, «феномен тождества» или требование неизменности, повышенная или неадекватная реакция на сенсорные стимулы, постоянства).

Дополнительные критериями оценки: — отсутствие или наличие специфических речевых нарушений, интеллектуальной недостаточности, психопатологических проявлений (кататонический синдром, пароксизмальные нарушения в структуре аутизма). В возрастном периоде от 0 до 3 лет количественная оценка степени выраженности функций организма должна учитывать степень нарушения коммуникативных навыков, темп психомоторного развития ребенка и формирования социальных и поведенческих навыков.

В возрастном периоде от 0 до 3 лет количественная оценка степени выраженности функций организма должна учитывать степень нарушения коммуникативных навыков, темп психомоторного развития ребенка и формирования социальных и поведенческих навыков. Впервые в классификаторе появились рекомендации по оценке степени интеллектуальной недостаточности у детей в возрасте 3 лет и старше. Специалисты МСЭ будут проводить оценку по клиническим проявлениям и данным адаптированных методик-теста Векслера: «……дети от 4 до 7 лет — тест WPPSI (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence); тест WISC (Wechsler Intelligence Scale for Children), у детей с нарушениями речи или слуха, с выраженной социально-педагогической запущенностью, с задержками навыков чтения и письма для тестирования детей с 5 лет предпочтительнее использовать детский вариант теста Равена, для тестирования детей и подростков (от 7 до 15 лет 11 месяцев) и тест WAIS (Wechsler Adult Intelligence Scale), предназначенный для тестирования взрослых (от 16 лет и старше).

При невозможности оценки степени интеллектуального дефекта методикой Векслера в связи с особенностями клинической симптоматики и возраста ребенка оценка производится только клинически по результатам динамического наблюдения (заключение ВК ПНД). *Очевидно, что использование данных теста Векслера имеет исключительно рекомендательный характер, и данное исследование проводится по усмотрению гражданина или его законного представителя.

Требование о проведение теста также не включено в Перечень медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы. *Существует ошибочное мнение, что установление инвалидности обусловлено наличием заболевания, диагноза. Это неверно. Статья 1 Конвенции ООН о правах инвалидов (РФ подписала ее в 2012 г.)

«К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.»

Аналогичная информация содержится и в Постановлении Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»: п.

5. Условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию. 6. Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

Для установления инвалидности имеет значение степень выраженности стойких нарушений функций организма. И именно оценку этой степени и иных характеризующих нарушение функций организма гражданина или ребенка до 18 лет, определяют на основании критериев и классификатора – Приказ № 585н, и соответственно устанавливают группу инвалидности или статус ребенок-инвалид. Если же в установлении инвалидности отказано специалистами бюро МСЭ, то это может быть по следующим причинам: 1) Нет оснований в установлении инвалидности гражданину или ребенку до 18 лет по состоянию здоровья; 2) Неверно оформленные сопроводительные документы на медико-социальную экспертизу.

А точнее: в медицинских заключениях содержатся все необходимые сведения для получения инвалидности, а пакет документов на МСЭ, в частности Форма № 088/у «Направление на медико-социальную экспертизу», заполнена некорректно или недостаточно полно.

Существует Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ от 31 января 2021 г. № 52н/35н

«Об утверждении перечня медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы»

, согласно которого гражданин или ребенок, направляемый на МСЭ, должен пройти соответствующие обследования. При отсутствии необходимых сведений, в установлении инвалидности может быть отказано.

В такой ситуации гражданин или ребенок могут быть дообследованы и повторно направлены на МСЭ. В связи с чем можно рекомендовать родителям детей, которым рекомендовано получение инвалидности, обращать внимание на полное и достоверное заполнение пакета документов для прохождения МСЭ: сроки давности обследований, результаты стационарных и амбулаторных обследований, позволяющих определить тяжесть заболевания, динамику состояния, эффективность медицинской реабилитации.

Родители имеют право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья ребенка, запрашивать и получать отражающие состояние здоровья ребенка медицинские документы (копии и пр.), выписки, в том числе в форме электронных документов. Ст. 22 ФЗ № 323-ФЗ

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

.

Также стоит помнить, что гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право пригласить любого специалиста с его согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса.

(Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 14.11.2019) «О порядке и условиях признания лица инвалидом» п.27(1). Автор: Олеся Маркова, юрист РОО помощи детям с РАС «Контакт».

Категории инвалидности

Условия получения инвалидности опираются на законодательную базу Российской Федерации, а именно приказом Минздрава России от 23.12.2009 №1013н.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+