Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Меры предупреждения рецидивной и профессиональной преступности

Меры предупреждения рецидивной и профессиональной преступности

Криминологическая профилактика рецидивной преступности

Предупреждение преступности рецидивистов заключается в реализации комплекса мер общесоциального и специально-криминологического характера. Общесоциальными мерами являются:

  1. – разработка и внедрение комплексных программ, направленных на сокращение рецидивной преступности.
  2. – совершенствование экономической, идеологической, организационно-управленческой сфер жизнедеятельности общества;
  3. – изменение уголовной политики с учетом профилактики рецидивной преступности;

Элементы специально-криминологического предупреждения:

  1. – своевременное выявление и постановка на учет лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также лиц, осужденных за умышленные преступления к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
  2. – улучшение выявления и раскрытия преступлений;
  3. – обеспечение исполнения уголовного наказания в отношении преступников, ранее совершавших преступления;
  4. – глубокое изучение личности преступника в ходе следствия и в суде, разработка специализированных мер воспитательного воздействия в зависимости от характера и степени деформации личности различных категорий осужденных;
  5. – развенчание представления о возможности безнаказанно нарушать уголовный закон;
  6. – оказание помощи в социализации, трудовом и бытовом устройстве лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы;
  7. – предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, совершаемых преступниками, ранее совершавшими преступления;
  8. – выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений ранее судимыми, в том числе осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
  9. – осуществление системы мер по предупреждению нарушений режима, уклонения от общеобразовательной и производственной учебы и работы, совершенствование форм и методов индивидуальной работы с осужденными, особенно с рецидивистами, улучшение профилактики преступлений в местах лишения свободы.
  10. – избрание мер пресечения, препятствующих продолжению преступной деятельности, уже на стадии предварительного следствия;
  11. – реформирование уголовно-правового института множественности преступлений, что должно обеспечить реализацию принципа справедливого наказания преступников;

Раскрывая проблемы повторности преступлений, сложно обойти вниманием проблему профессионализации преступности.

Профессиональная преступность как самостоятельный вид социальной деятельности известна криминологам с XVIII в. (в качестве примера можно привести знаменитого профессионального карманника Ивана Осипова по прозвищу «Ванька-Каин»). Однако с течением времени представление о профессиональной преступности значительно менялось.

Если сначала под ней понималась преступность «низших слоев» (в России, например, ее формирование связывают с существованием крепостного права, при котором многие крестьяне сбегали от помещиков и в силу объективной невозможности трудоустройства избирали преступный способ существования), то сегодня профессиональной преступности присущи признаки «элитарности», сверхдоходности, специализации и пр. Ключевым в понимании профессиональной преступности выступает термин «профессия» (от лат. professio – «официально указанное занятие, специальность»).

Под профессией обычно понимают род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта и стажа работы.

Традиционно именно профессия служит источником дохода. Аналогичным образом это понятие применимо и к преступности, а точнее к тем лицам, которые избирают для себя преступление основным или дополнительным способом извлечения дохода. Современная профессиональная преступность, исходя из ее специализации, очень многообразна и с трудом поддается четкой классификации.

В значительной степени она связана и с организованной преступностью, и с рецидивной. Подобная «размытость» явления ограничивает уголовноправовые критерии ее определения. Научно-технический прогресс меняет и корректирует направления преступной деятельности. Начиная с 90-х гг. XX в. в России появляются новые криминальные «профессии»: наемного убийцы (киллера), кибер-преступника («хакера», «кардера»), угонщика автомобилей, похитителя людей, продавца информации («инсайдера»)и др.
Начиная с 90-х гг. XX в. в России появляются новые криминальные «профессии»: наемного убийцы (киллера), кибер-преступника («хакера», «кардера»), угонщика автомобилей, похитителя людей, продавца информации («инсайдера»)и др. Если классифицировать профессиональную преступность, можно выделить следующие базовые признаки, характеризующие этот вид деятельности:

  1. 3) квалификация (использование определенных знаний и навыков);
  2. 4) инкорпорация и кооперация (наличие разнообразных связей с преступной средой и (или) вхождение в эту среду).
  3. 2) специализация (преступное занятие носит устойчивый характер, как правило, отдельного профиля (вор-карманник, автомошенник);
  4. 1) профессия (совершение преступлений является средством существования как, например, у воров, мошенников, фальшивомонетчиков);

Нередко криминологи выделают и такой признак профессиональной преступности, как наличие специфической субкультуры.

Однако с учетом дифференциации современной профессиональной преступности он скорее характеризует традиционную общеуголовную профессиональную преступность, но не применим к «беловоротничковой» преступности.

Профессиональные преступники постоянно повышают свою криминальную квалификацию. Например, карманники тренируют мастерство, добиваясь необходимой точности. Лица, занимающиеся угоном автотранспорта, нередко начинают с хищения недорогих автомобилей отечественного производства и постепенно переходят к более дорогим моделям с более высокой степенью защиты.

Среди отличительных черт профессиональных преступников также можно назвать выработку мер противодействия законным способам контроля – групповой характер деятельности, использование навыков слежения, коррупционных связей в правоохранительных органах, наличие «фонда» взаимопомощи («общака»), координации деятельности и др. В то же время некоторые специалисты называют профессиональную преступность в современном мире прежде всего элитновластной (Н.

Ф. Кузнецова), «привилегированной» (Э.

Хохстетлер, Н. Шовер), преступностью респектабельных «белых воротничков» (В.

В. Лунеев). Преступность правящей элиты с этой точки зрения составляет базу для общей преступности.

Следует согласиться с тезисом, согласно которому повышение уровня криминальной элиты стимулирует рост уровня преступности среди всего населения и, безусловно, оказывает соответствующее влияние на «специализации» профессиональных преступников. Во многом этим обстоятельством и объясняется сегодняшняя криминальная ситуация и столь «развитый» криминальный бизнес. Однако выявление преступности элитарных слоев населения затруднено в силу ее высокой латентности, корпоративной закрытости этих структур, а также ориентированности уголовного закона на «среднего человека».

Несмотря на то что современное государство обратило внимание на борьбу с коррупционными проявлениями в обществе, получающими широкую огласку в средствах массовой информации, большинство преступлений, наносящих вред обществу, не попадают в поле зрения аппарата уголовной юстиции, а иногда и не находят отражения в уголовном законе. Расследуется только мизерная часть преступлений, совершаемых правящей элитой (селективность уголовной юстиции). Это обусловлено рядом обстоятельств:

  1. 4) лицам, принадлежащим к правящим кругам, нарушавшим законы, даже в развитых демократических странах, в силу солидарности истеблишмента, намного чаще удается избежать реальной уголовной ответственности, чем остальным гражданам;
  2. 3) «профессиональные» преступления в среде правящих элит различных стран совершаются с использованием изощренных высокоинтеллектуальных способов достижения противоправных целей и современных методов защиты от разоблачения;
  3. 5) в ряде случаев сами субъекты преступления создают законодательные возможности для совершения преступлений.
  4. 1) подобные правонарушения обычно связаны с управленческой деятельностью их субъектов, которая и при провозглашении открытости в значительной мере остается конфиденциальной;
  5. 2) в совершаемых элитой должностных преступлениях, как правило, нет прямых и непосредственных жертв, а также свидетелей, заинтересованных в обнародовании информации о преступлениях;

Это еще раз подтверждает многоплановость профессиональных ориентиров преступности.

Именно поэтому меры воздействия, нацеленные на ее сокращение, не могут быть односторонними.

Важно понимать, что воздействие на профессиональную преступность должно осуществляться исходя из ее специализации и профиля.

Основными тенденциями современной профессиональной преступности, которые необходимо учитывать при осуществлении предупредительной деятельности, являются: завуалированность, внешняя легальность криминальной деятельности и образа жизни преступников, нарушение «традиционных» принципов и неформальных законов (например, некоторые «воры в законе» стали совершать преступления против личности, что само но себе является попранием основополагающего принципа криминального мира), участие в легальной экономической деятельности непосредственно или через представителей, использование средств массовой информации для пропаганды своей деятельности и оправдания ее противоправности. Поскольку явление профессиональной преступности в нашей стране ранее практически не изучалось, не разрабатывались и меры ее предупреждения. Практические работники, сталкивавшиеся с этим явлением, исходили из того, что лучший способ предупреждения – это изобличение и наказание преступников («вор должен сидеть в тюрьме»).

Но наиболее опасную категорию профессиональных преступников («воры в законе») трудно изобличить, так как они редко бывают исполнителями. В этой ситуации наиболее эффективными выглядят специальные меры организационно-управленческого и уголовно-правового характера. К ним относятся: увеличение численности и совершенствование оперативного аппарата правоохранительных органов, создание в их структуре специализированных подразделений; приспособление уголовно-правовых институтов к современным реалиям; введение дополнительных квалифицирующих признаков и отягчающих обстоятельств, связанных со специализацией преступников, или даже закрепление в законе криминологического понятия «профессиональный преступник».

Эти меры способны в определенной степени повысить эффективность борьбы уголовной юстиции с криминальным профессионализмом, но не могут оказать существенное влияние на причины существования профессиональной преступности. Это тем более справедливо по отношению к качественно повой и наиболее опасной форме криминального профессионализма – организованной преступности.

  1. См.: Криминология / под ред. Дж. Ф. Шелли. СПб. : Питер, 2003. С. 345.
  2. См.: Лунеев В. В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. М.: Волтере Клувер, 2005. С. 661–667.
  3. Здесь важно помнить, что само по себе уголовное наказание обладает крайне ограниченным превентивным потенциалом в отношении рецидивной преступности и исправления рецидивистов. А потому не несет в себе существенной роли увеличения санкций или ужесточения режима за рецидив. Эти меры могут быть как-то оправданы лишь требованиями формальной справедливости. Поэтому, отмечается в специальных исследованиях, в таких условиях акценты в предупреждении рецидива должны быть смещены в направлении постпенитенциарного индивидуально-профилактического воздействия – административного надзора и социальной помощи (подробнее см.: Щербаков С. В. Рецидивная преступность: криминологическая характеристика и проблемы предупреждения : автореф, дис. . канд, юрид. наук. М„ 2009. С. 10–11.
  4. См.: Лунеев В. В. Указ. соч. С. 665.
  5. См.: Криминология / под ред. Н. Ф. Кузнецовой. М.: Проспект, 2009. С. 50-51.

Предупреждение рецидивной преступности

Для разработки эффективных мер предупреждения рецидивной преступности, его структуру следует анализировать в зависимости от интенсивности преступного поведения рецидивистов.

В частности, у рецидивистов с большим числом судимостей интенсивность рецидива выше, чем у иных рецидивистов.

Особенно высокая интенсивность рецидива отмечается у корыстных преступников — около 70% повторных преступлений совершается ими в первый год после освобождения. В то же время среди рецидивистов особенно велика (около 80%) доля лиц, не имеющих определенного источника доходов, лиц без определенного места жительства.

Вполне понятно, что для многих названных лиц преступная деятельность играет роль основного источника доходов. В период реформ в России происходило углубление дифференциации в среде рецидивистов. Часть рецидивистов, используя новые экономические отношения, активно включилась в совершение экономических преступлений, стала лидерами преступных группировок, и большинство их деяний оставались латентными.
Часть рецидивистов, используя новые экономические отношения, активно включилась в совершение экономических преступлений, стала лидерами преступных группировок, и большинство их деяний оставались латентными.

Одновременно повышался уровень их криминальной квалификации, повышалась организованность.

Углублялась нравственно-правовая деформация сознания, что приводило к совершению все более тяжких преступлений. Злостный и устойчивый характер их преступной активности позволяет прогнозировать переход именно представителей данной группы рецидивистов к совершению более тяжких преступлений и повышению уровня криминальной профессионализации. На другой части рецидивистов отразилась усиливающаяся маргинальность и люмпенизация населения, его алкоголизация, падение жизненного уровня, психология «аутсайдерства» и другие черты социальной дезориентации.

Это в основном лица старшего поколения, многократные рецидивисты, преступность которых постепенно приобретает примитивный характер, снижается степень тяжести, она все больше носит ситуативный характер, чаще всего связанный с потребностью добыть спиртное любым, в том числе противоправным способом. Большинство таких преступников не работают, пьянствуют, ведут паразитический образ жизни.

Среди них высока доля лиц, не имеющих постоянного источника доходов, определенного места жительства. Дифференциации в среде рецидивистов соответствует и определенная их типология. Большинство представителей первой из рассматриваемых групп относятся к последователь- но-криминогенному типу, т.

е. категории наиболее злостных, опасных преступников.

Отличаются от этой группы рецидивисты ситуативно• криминогенного типа. Среди них много деморализованных или асоциальных лиц, совершающих чаще всего примитивные непредумышленные преступления корыстного характера.

У таких лиц отмечается утрата позитивных жизненных позиций, полезных связей, наблюдается глубокая социальная дезадаптация, сопровождаемая распадом личности, который происходит в результате алкоголизации, психических отклонений, тяжелых соматических заболевании. Их высокая приспособленность к условиям лишения свободы, отсутствие страха перед ним, обусловливают зачастую простоту и очевидность совершаемых преступлений. О многих из таких лиц можно говорить как о «привычных» преступниках, которые не умеют в рамках закона решать свои проблемы в условиях свободы.

Предупреждение рецидива осуществляется в двух направлениях: социальном и постпенитенциарном. Первое направление связано с социализацией рецидивистов, введение их в русло законопослушного поведения, устранения либо снижения уровня социальной дезадаптации личности.

Второе направление — это решение вопросов адаптации осужденного непосредственно после его освобождения. Здесь необходимо учитывать специфику причин и условий рецидивной преступности и разрабатывать мероприятия по обеспечению неотвратимости ответственности рецидивистов, реализации мер исправления осужденных, оказании судимым, после их освобождения, помощи в трудовом и бытовом устройстве, в налаживании контактов с обществом. Предупреждению рецидива преступлений должна способствовать постановка на учет и обеспечение всестороннего социального контроля над рецидивистами по месту и жительства, и работы, оптимизация информационного обмена о них и совершенных ими преступлениях в правоохранительных органах.

Специфика рецидивной преступности предопределяет необходимость осуществления специальных мер правового, организационного, педагогического и иного характера, имеющих целью предупреждение новых преступлений. Профилактические меры в отношении рецидивной преступности предполагают проведение комплексных проверок условий жизни, труда, поведения в быту лиц, освобожденных из мест лишения свободы, выявление, оперативный контроль и проверки мест концентрации ранее судимых и других лиц, ведущих антиобщественный образ жизни.

В предупреждении рецидивной преступности должны широко использоваться такие мероприятия, как выступления сотрудников правоохранительных органов в трудовых коллективах, по месту жительства, в средствах массовой информации по вопросам укрепления общественного порядка и борьбы с правонарушениями. Вероятность рецидива во многом зависит от реакции на первое преступление.

Профилактика рецидивной преступности на стадии предварительного следствия и судебного разбирательства включает в себя обеспечение фактической неотвратимости наказания преступников; избрания мер пресечения, препятствующих продолжению преступной деятельности. Наказание должно быть максимально индивидуальным, учитывающим личность виновного и характер деяния. В предупреждении рецидивной преступности важная роль принадлежит уголовно-исполнительной системе.

Профилактика рецидивной преступности в исправительных учреждениях включает в себя комплекс мероприятий — размещение осужденных в соответствии со степенью деформации их личности. Предупреждению преступлений служит режим, осуществление контроля над осужденными с целью недопущения создания групп с антиобщественной направленностью вокруг злостных преступников, своевременное профилактическое воздействие в отношении осужденных, намеревающихся вновь совершить преступление.

Значение имеют проведение мероприятий по развенчанию преступных авторитетов, своевременное применение уголовно-правовых мер в отношении осужденных, совершивших новое преступление, изменение условий содержания в зависимости от поведения осужденных. Закон предоставляет широкие возможности воздействия на осужденных, как на нарушителей, так и на осужденных, изменивших поведение в лучшую сторону. Особое значение в предупреждении преступности в местах лишения свободы имеют установления ряда норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, в которых закреплены неблагоприятные последствия отрицательного поведения осужденных во время отбывания наказания.

Так, осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, могут быть помещены в штрафной изолятор, переведены в помещение камерного типа, на строгие условия содержания, а также могут быть переведены из колонии-поселения в исправительную колонию.

Наряду с мерами исправительного воздействия в отношении осужденных применяются и специально предупредительные средства. К ним относятся: охрана осужденных и надзор, специальные технические средства, режим особых условий, применение мер безопасности.

Выделение особо опасных рецидивистов в самостоятельную классификационную группу явилось одной из важных частей реформы мест лишения свободы, проведенной в начале 60-х годов, которая привела к заметному оздоровлению обстановки в исправительных учреждениях.

Решающую роль при этом сыграло изъятие особо опасных рецидивистов из общих мест заключения и сосредоточение их в колониях особого режима либо в тюрьмах. Помощь осужденным, освобождаемым после отбывания наказания и контроль над ними, как основные специально-профилактические меры предупреждения рецидива преступлений, предусмотрены современным уголовно-исполнительным законодательством. Этому, в частности, посвящена гл.

22 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Статья 180 УИК РФ прямо предусматривает обязанность администрации учреждений, исполняющих наказания, содействовать лицам, отбывшим наказания, в их бытовом и трудовом устройстве, в связи с этим проводится заблаговременная работа по подготовке их к освобождению. В соответствии со ст. 181 УИК РФ таким лицам, администрация оказывает также помощь в виде обеспечения продуктами питания, одеждой, оплаты проезда к месту жительства, выплаты единовременного денежного пособия, размеры которого устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Наконец, ст. 182 УИК РФ определяет, что освобожденные осужденные имеют право на трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вероятность совершения рецидивных преступлений после отбытия наказаний, связанных с лишением свободы, в большой степени зависит от возможности активного включения в нормальную социальную жизнь общества, восстановления прерванных полезных связей.

Трудоустройством осужденных в настоящее время занимаются центры занятости населения. Что же касается бытового устройства, то следует иметь в виду, что существовавшие ранее ограничения в прописке отменены, поэтому возможность регистрации в настоящее время определяется наличием жилья и согласием родственников.
Что же касается бытового устройства, то следует иметь в виду, что существовавшие ранее ограничения в прописке отменены, поэтому возможность регистрации в настоящее время определяется наличием жилья и согласием родственников.

Наряду с этим существуют возможности устройства в общежитие, найма жилья и др.

В связи с безработицей в стране возникли новые дополнительные сложности трудоустройства.

Они могут преодолеваться с помощью частного сектора экономики, способного трудоустроить значительную часть лиц, освободившихся после отбытия наказания. Однако при этом возникает опасность внедрения в экономику криминальных методов хозяйствования. В этом смысле, особую актуальность приобретает необходимость принятия федерального закона о социальной адаптации лиц, отбывших уголовное наказание, предусматривающего различные формы оказания им социальной помощи, например, введение экономического стимулирования предприятий и организаций, принявших на работу таких лиц, возложение на службу занятости задач их трудоустройства.

К обстоятельствам, способствующим рецидиву преступлений, относятся недостатки не только исправительных учреждений, но и других государственных органов по обеспечению трудового и бытового устройства лиц, освобожденных от наказания. Важную роль в постпенитенциарном воздействии на осужденных после их освобождения играет социальный контроль, который, к сожалению, в России недостаточно развит.

Меры предупреждения профессиональной преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

УДК 343.97 МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ С.

Н. Кондратьева, аспирант кафедры уголовно-правовых дисциплин Уральской академии государственной службы Статья посвящена способам противодействия криминальному профессионализму. Автором сформулирован ряд положений и рекомендаций по совершенствованию предупредительной деятельности в данном направлении. Ключевые слова: профессиональный преступник, криминальный профессионализм, меры предупреждения, профилактика преступлений.

Предупреждение корыстных посягательств профессиональных преступников, составляющих значительную совокупность в общей преступности, является в российском обществе сложным и многоплановым процессом. Преступление легче предупредить, чем его расследовать и осуществлять правосудие. Лишь фиксировать преступления и наказывать за них виновных — недостаточно для искоренения профессиональной преступности.

Для подавляющего большинства обладателей преступного опыта наказание не выполняет удерживающей функции1. Вывод, который можно сделать на основе полученных данных, неутешителен: в представлениях обладателей преступного опыта вероятность избежать ответственности за преступление весьма высока.

Без жесткого противостояния профессиональной преступной деятельности ее невозможно подавить. Предупреждение преступлений и стремление к обеспечению неотвратимости наказания должны являться обязательными составляющими приоритетных направлений в координационной работе.

Следует применять такие наказания, которые, будучи адекватными совершенному преступлению, производили бы наиболее глубокое впечатление на людей. Правоприменительная деятельность органов внутренних дел требует значительного улучшения. Известно, что каждый третий случай разбоя, грабежа государственного, общественного и личного имущества своевременно не раскрывается, виновные в их совершении продолжают преступную деятельность2.

Повышение процента раскрываемости преступлений, снижение уровня латентности приводят в действие принцип неотвратимости ответственности.

Целесообразными и необходимыми представляются повышение эффективности деятельности правоохранительных органов, узкая специализация работников уголовного розыска, повышение их технической оснащенности. Следует отметить, что практика борьбы с профессиональной преступностью остается неосвещенной теорией; органы, ведущие борьбу с преступностью, и научные работники не вооружаются четкими методологическими ориентирами, что не способствует превращению уголовного права в активное наступательное средство борьбы с преступными посягательствами. Улучшая обиход общественной жизни, многие технические открытия дают в руки преступников новые усовершенствованные орудия для совершения преступлений и создают более благоприятную обстановку для их деятельности.

Наиболее опасные профессиональные преступники основательно изучают все те прикладные знания, которые могут быть ими использованы, и прибегают к новейшим приемам научной техники при совершении преступлений. Вследствие этого не только в значительной степени затрудняется и осложняется работа следственных и розыскных органов милиции, но и представляется необходимым для достижения действенных результатов в расследовании преступлений выработать новые приемы следственной практики и уголовного розыска, которые стали бы вровень с возрастающей утонченностью способов совершения преступлений и сокрытия их и в которых нашли бы широкое применение научные приемы исследования при содействии технически образованных экспертов.

К методам нейтрализации и устранения совершения преступлений профессиональными преступниками можно отнести следующие: — совершенствование организации внутреннего и внешнего взаимодействия между субъектами оперативно-розыскной деятельности в решении стоящих перед ними задач, комплексные профилактические операции с привлечением средств и сил не только правоохранительных органов, но и органов государственной, муниципальной власти и управления, негосударственных объединений, граждан3; — уточнение индивидуализированной функциональной компетенции подразделений органов внутренних дел, при которой оптимальность задач вытекала бы из реальных возможностей конкретного подразделения и специфики применяемых им методов и средств в достижении конечного результата по предупреждению преступлений4; — решение вопроса кадрового обеспечения функции оперативно-розыскной профилактики через продуманную систему отбора, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, специально ориентированных юристов, психологов, экономистов, инженеров и других категорий сотрудников правоохранительных органов; — организация обмена оперативной информацией между органами и различными службами органов уголовной юстиции.

Реализация указанных мер в целом направлена на достижение целей борьбы с криминальными посягательствами, составляющими основу материальной базы профессиональных преступников. Практика сложилась таким образом, что для предупреждения преступлений объединяются усилия всех правоохранительных органов.

Особую роль при этом играет обмен информацией. Анализ профилактики показывает, что для предупреждения преступлений правоохранительными органами необходима современная компьютерная информация -особая система учета форм преступного поведения. Это весьма значимый для практики комплекс профилактических проблем.

Здесь много разновидностей и направлений, а одно из них — это предупреждение профессиональных преступников. Оперативно-розыскная работа при изучении профессиональной преступной деятельности должна быть стратегической и анали- тической.

Необходимо прогнозировать возможные преступные действия с целью их предупреждения и пресечения, в этом может помочь качественный анализ собранной опе-ративно-разведовательной информации. Определение стратегии предупреждения преступлений органами внутренних дел связано с необходимостью переосмысления формировавшихся веками взглядов на преступность и систему ее превенции. Вышеуказанные обстоятельства обусловлены самой преступностью, ее очевидными качественными отличиями от традиционных в своей совокупности характеристик предшествующих эпох.

Большинство людей в современном мире беспокоится за свою безопасность от новых криминальных угроз и обоснованно требует от правоохранительных сил принятия адекватных мер социальной защиты. Решение этих проблем в основном определяет направленность формирования новой стратегии предупреждения преступности органами внутренних дел. По мнению известного криминолога С.

Я. Лебедева, «такая стратегия, безусловно, должна отвечать основам государственной политики в сфере контроля над преступностью в новых условиях развития России. Данная политика должна быть основана на коллективном разуме и коллективной воле государства, которые призваны сформировать новую, отвечающую духу времени, эффективную систему предупреждения»5. Интересна идея, предложенная А.

И. Долговой, о перспективе создания на федеральном уровне и в субъектах Федерации при органах исполнительной власти подразделения единой Криминологической службы. Данная служба могла бы в сквозном порядке организовывать борьбу с преступностью во всех ее аспектах, исключая те, которые законом возложены на другие органы.
Данная служба могла бы в сквозном порядке организовывать борьбу с преступностью во всех ее аспектах, исключая те, которые законом возложены на другие органы. Но это требует хорошо подготовленных кадров криминологов и развития научных криминологических исследований6.

Целесообразны также создание специальных подразделений в органах внутренних дел, разработка новых форм и методов выявления и пресечения криминальной деятельности7.

Необходимо реанимировать систему специализированных подразделений в составе главных управлений МВД по борьбе с различными проявлениями криминальных профессий преступников.

Особое значение в нейтрализации профессиональной преступности имеет сбаланси- рованность правоохранительной и судебной систем, правовой базы, наличие системы законодательных актов, норм права, направленных против профессиональных преступников.

Такая правовая система имеется, но она не адекватна криминальной ситуации в России. Необходимо предусмотреть более строгое наказание для лиц, занимающихся вторичной преступной деятельностью в виде промысла.

Следует законодательно закрепить признаки профессионального преступника. Необходимы реальные меры борьбы с данным видом преступности.

В случае закрепления в законе понятия «профессиональный преступник» (или близкого к нему по содержанию) суд при наличии соответствующих оснований (указанных признаков профессионального преступника, доказанных материалами дела) признает лицо таковым и констатирует это в приговоре. Это должно влечь конкретные правовые последствия.

Например, возможность применения норм об опасном и особо опасном рецидиве или более строгую изоляцию осужденных, признанных профессиональными преступниками, с тем чтобы пресекать распространение криминальной субкультуры в местах лишения свободы.

Или, например, обязательность установления в отношении таких лиц административного надзора. Детали предлагаемого уголовно-правового института, условия и порядок его применения требуют дальнейшего обсуждения.

Но его необходимость в обстановке тотальной криминализации общественных отношений, тех вызовов, которые бросает обществу преступный мир, его консолидации и все повышающей агрессивности, представляется достаточно очевидной8. Признак криминального профессионализма существенным образом повышает общественную опасность содеянного. Криминальный профессионализм должен выступать как типичный и относительно распространенный, хотя и не характерный для большинства преступлений определенного вида.

Рассматриваемый признак должен иметь связь с содеянным или одновременно с содеянным и с личностью виновного9. Введение в Общую часть УК РФ понятия «профессиональный преступник» позволит конкретизировать уголовную ответственность виновных. Это, естественно, улучшит качество назначения уголовного наказания.

Понятие «профессиональный преступник» следовало бы включить в ст. 16 УК РФ, которая ранее называлась «Неоднократность преступлений».

Ее диспозиция может быть сформулирована следующим образом: «Профессиональный iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . преступник — это лицо, неоднократно совершившее корыстные преступления тождественного либо однородного состава с использованием специальных знаний, умений и навыков, с целью извлечения основного или дополнительного источника доходов».

Профессиональная преступность проявляется во множественности тождественных и однородных преступлений корыстной направленности. Это свидетельствует об устойчивости избранного вида преступной деятельности, что приводит к оттачиванию преступниками своего «профессионального мастерства».

Следовательно, для усиления борьбы с профессиональными преступниками необходимо учитывать однородность и тождественность при рецидиве преступлений. В связи с этим целесообразно ввести в уголовное законодательство нормы, предусматривающие специальный рецидив преступлений. М. М. Асланян предлагает под специальным рецидивом преступлений понимать

«совершение нового умышленного преступления лицом, ранее осужденным за однородное или тождественное преступление»

10.

Закрепление в Общей части УК РФ понятия «профессиональный преступник» может способствовать усилению ответственности наиболее злостных преступников лишь в том случае, если в уголовно-правовые нормы ввести квалифицирующий признак — «совершение преступления профессиональным преступником».

Данное отягчающее наказание обстоятельство поможет повысить объективность оценки личности преступника и соответственно индивидуализировать его наказание. Этот квалифицирующий признак следует ввести в следующие статьи УК РФ: ч. 2 ст. 158, ч. 2 ст. 159, ч. 2 ст. 161, ч. 2 ст. 162, ч. 2 ст. 163, ч. 3 ст. 186. Поскольку систематическое совершение разных преступлений свидетельствует о повышенной общественной опасности субъекта, необходимо, чтобы суд имел правовую возможность действительно реально индивидуализировать наказание.
3 ст. 186. Поскольку систематическое совершение разных преступлений свидетельствует о повышенной общественной опасности субъекта, необходимо, чтобы суд имел правовую возможность действительно реально индивидуализировать наказание.

При нынедействующем законе назначение наказания за каждый вид преступления приводит к тому, что лицо на самом деле несет реально наказание по одной статье, предусматривающей более строгое наказание.

Совершение других преступлений является как бы отягчающим обстоятельством и учитывается судом при избрании окончательной меры наказания в пределах санкции данной нормы закона.

Такого же мнения придерживается и А.

И. Долгова, которая считает, что работа против профессиональной преступности была бы более эффективной, если бы при назначении наказания использовался принцип сложения, а не поглощения более мягкого наказания более суровым, без ограничения окончательного наказания в виде лишения свободы тридцатью годами. Вместе с тем никогда не поздно применять и досрочное освобождение, если тот или иной преступник-профессионал сделал правильные выводы из пройденного им жизненного пути11. В ст. 69 УК РФ целесообразно ввести специальные правила назначения наказания: при совокупности тождественных или однородных преступлений — окончательное наказание в виде лишения свободы определяется судом путем частичного или полного сложения назначенных наказаний и не может превышать более чем на половину максимальный срок наказания в виде лишения свободы, предусмотренный за наиболее тяжкое из совершенных лицом преступлений.

Таким образом, признание лица профессиональным преступником повлечет за собой более строгое наказание на основании и в пределах, которые предусмотрены УК РФ. В части квалификации преступлений и определения наказания профессиональным преступникам уголовный закон следует сделать более гибким, позволяющим судебным органам максимально обеспечивать индивидуальный подход к установлению ответственности за содеянное. Введение квалифицирующего признака «совершение преступления в виде промысла» применительно к легализации преступных доходов сейчас более чем актуально.

УК РФ в недостаточной мере отражает такое общественно опасное явление, как использование специальных познаний лицами при легализации преступно нажитых средств. Деяния пре-ступника-профессионала должны наказываться строже.

Профессиональным преступникам мало просто получить доход, надо иметь возможность открыто его использовать, не вызывая подозрений у государства. Для этого используется легализация преступных доходов. Замаскированные криминальные средства растекаются по всему миру, развивают корруп- цию, что обусловливает общественную опасность этой категории преступлений.

Легализация преступных доходов вызывает в преступнике чувство некоторого облегчения, ибо незаконно приобретенные имущественные ценности утрачивают свою связь с теми или иными конкретными преступлениями. Таким образом, лишение преступников доходов от незаконной деятельности в значительной степени повышает эффективность борьбы с профессиональной преступностью и коррупцией. Профессиональные преступники действуют и на международном уровне, так как стремятся завладеть все более масштабными рынками.

Риск быть пойманными уменьшается из-за серьезных проблем между правоохранительными органами многих стран и из-за отсутствия правовой базы. Используя пробелы в международном законодательстве, отдельные преступники и криминальные группы (число тех и других постоянно растет) осуществляют незаконную деятельность на глобальных рынках и вовлекаются в международное «отмывание» денег. Для оперативного анализа криминогенных ситуаций, складывающихся в среде профессиональных преступников, целесообразно в масштабе страны обеспечить построение и пополняемость электронно-автоматизирован-ных банков данных криминалитета, электронное слежение за всеми преступниками-профессионалами.

Необходимо установить единый порядок сбора, хранения и обмена информацией о профессиональных преступниках и их намерениях. Следует вести досье сквозного типа на опасных профессиональных преступников.

В них должны концентрироваться сведения о личности преступника, особенностях его преступной деятельности и криминальных связях, отражаться мероприятия воспитательного характера и иные вопросы, заслуживающие внимания. Для предотвращения рецидива и обеспечения контроля за профессиональными преступниками после отбытия наказания необходимо установление за ними административного контроля. Обязательный контроль после освобождения даст милиции законный инструмент осуществлять административное наблюдение за преступными авторитетами и в случае нарушения закона и установленных ограничений привлекать их к ответственности.

Должна существовать специальная программа по переориентации осужденных, в ко- торой должны принимать участие социологи, психологи, специалисты по субкультуре. Места лишения свободы не решают в полной мере задач перевоспитания осужденных. Более того, они превратились в источник уголовных традиций, стратификации осужденных, в своеобразную школу обмена преступным опытом.

Для повышения эффективности борьбы с профессиональной преступностью в пенитенциарных учреждениях необходимы: 1) введение режима содержания, который позволит изолировать профессиональных преступников от других заключенных; 2) установление более жесткого порядка в учреждениях с целью исключить мобильные телефоны, наркотики, оружие и т.п.; 3) усиление ответственности за преступления внутри учреждений: неподчинение требованиям администрации, дезорганизацию работы учреждений; 4) улучшение кадровой работы с администрацией учреждений, с установлением обязательной ротации через определенное время. В индивидуальном предупреждении преступлений со стороны профессиональных преступников большая роль отводится контролю за их поведением. Контроль за профессиональными преступниками должен обеспечить условия, исключающие их влияние на осужденных.

Также необходимо создание системы возмещения вреда преступниками. Расплата за преступления должна быть выгодна для государства и потерпевших.

Нужно уделять большое внимание правам потерпевших.

В колониях должны быть созданы такие условия, чтобы заключенный мог действительно работать в полную силу. Можно заменить сроки лишения свободы денежным эквивалентом, который осужденный должен отработать в колонии, приравняв, к примеру, год лишения свободы к среднегодовой зарплате в регионе12.

Система предупреждения профессиональной преступности сегодня требует про-граммно-целевого подхода, который обеспечивает комплексный и согласованный характер всех социально-экономических, профилактических, уголовно-правовых и иных мер, направленных на снижение темпов ее роста. Решение многих современных проблем борьбы с профессиональной преступностью в настоящее время уже невозможно без привле- чения к исследованиям и формированию рекомендаций квалифицированных социологов, психологов, специалистов по средствам массой информации, массовой культуре13. Было бы полезным в федеральной программе по борьбе с преступностью предусмотреть такое направление, как профилактика профессиональной преступности, включающая создание специализированных подразделений милиции, их техническое обеспечение.

Необходимо разработать новые формы и методы предупреждения, выявления и пресечения профессиональной криминальной деятельности, а также контроля за образом жизни потенциальных преступников. Только проведение одновременной и постоянной работы по профилактике всего комплекса социальных отклонений может дать положительные результаты в предупреждении профессиональной преступности, будет способствовать моральному оздоровлению общества в целом. 1 Актуальные вопросы борьбы с преступностью / отв.

ред. В. Д. Филимонов. Томск, 1990. С. 96. iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 2 Савельев Н.

Е. Вопросы совершенствования правоприменительной деятельности органов внутренних дел по борьбе с рецидивной преступностью // Актуальные проблемы борьбы с рецидивной преступностью: сборник статей.

Рига, 1989. С. 137-141. 3 Предупреждение преступлений: учебное пособие. М., 2005. С. 20. 4 Галахов С. С., Козлов В. И. Проблемы и перспективы предупреждения преступлений // Общество и право.

2009. №4. С. 161-166. 5 Лебедев С.

Я. Стратегия предупреждения преступности органами внутренних дел // Криминологический журнал. Брянск, 2005. № 2. С. 16-20. 6 Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. А. И. Долговой. М., 2007.

С. 275. 7 Косарев В. Н., Косарева Л.

В. Пути и средства предупреждения рецидивной преступности // Российская юстиция.

2009. № 8. С. 46-48. 8 Алексеев И.

А., Журавлев М. П. К вопросу о совершенствовании законодательства о борьбе с рецидивом преступлений // Журнал российского права. 2001. № 6. С. 101-104. 9 Дзиконская С. К вопросу о совершенствовании уголовно-правовых норм, призванных противодействовать криминальному профессионализму // Уголовное право.

2003. № 4. С. 22-23. 10 Асланян М.

М. Совершенствование института рецидива преступлений как легальной формы профессиональной преступности // Общество и право. 2008. № 2. С. 104. 11 Криминология: учебник для вузов. С. 722-723. 12 Частная криминология / отв.

ред. Д. А. Шестаков. СПб., 2007. С. 225-228. 13 Куликов В. И. Основы криминалистической теории организованной преступной деятельности.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+