Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Бухгалтерский учет - Может ли ревизор быть председателем инвентаризационной комиссии

Может ли ревизор быть председателем инвентаризационной комиссии

Может ли ревизор быть председателем инвентаризационной комиссии

Можно ли включить в состав инвентаризационной комиссии сотрудников специализированной сторонней организации, не являющейся аудиторской?

Важное 19 февраля 2013 г. 14:10 Компания Можно ли включить в состав инвентаризационной комиссии сотрудников специализированной сторонней организации, предоставляющей услуги по проведению инвентаризации, но не являющейся аудиторской? Будут ли результаты данной инвентаризации легитимными для составления годовой бухгалтерской отчетности, или состав инвентаризационный комиссии, прописанный в п.

2.2 Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 N 49

«Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»

, является закрытым? Инвентаризации активов и обязательств посвящена ст.

11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ). Согласно п. 1 Закона N 402-ФЗ активы и обязательства подлежат инвентаризации. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (п.

2). Согласно п. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением случаев обязательного проведения инвентаризации.

Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами.

Случаи обязательного проведения инвентаризации установлены п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение N 34н). Так, например, на основании абз.

3 п. 27 Положения N 34н проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Порядок проведения инвентаризации организациями установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее — Методические указания).

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия (п. 2.2 Методических указаний). В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.). Также в состав комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций (п.

2.3 Методических указаний). При этом положения Методических указаний не содержат специальной оговорки о том, что члены инвентаризационной комиссии должны состоять с организацией именно в трудовых отношениях.

Кроме того, следует отметить, что приказ Минфина России N 49, которым утверждены Методические указания, по заключению Минюста России от 19.06.1995 N 07-01-389-95 не нуждается в государственной регистрации.

Следовательно, согласно п. 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, данный приказ не устанавливает прав и обязанностей организаций, а носит рекомендательный характер. Нормативные акты не запрещают включать в состав инвентаризационной комиссии представителей сторонних организаций — аудиторов, экспертов, консультантов.

Следовательно, такие представители, полагаем, могут входить в состав инвентаризационной комиссии. При этом у этих специалистов должны быть доверенности, выданные в установленном порядке той организацией, которая направляет своего представителя для проведения инвентаризации. Таким образом, состав комиссии определяется организацией самостоятельно, путем включения в нее любых лиц, обладающих необходимыми знаниями и опытом, в частности в качестве председателя.

При этом состав инвентаризационной комиссии в обязательном порядке должен быть утвержден руководителем организации. Отметим, что организация вправе в соответствии с Методическими указаниями, являющимися рекомендательными, установить дополнительные требования к составу инвентаризационной комиссии организации или к её председателю.
Отметим, что организация вправе в соответствии с Методическими указаниями, являющимися рекомендательными, установить дополнительные требования к составу инвентаризационной комиссии организации или к её председателю.

К сведению: Согласно п. 2 правила (стандарта) N 17

«Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях»

Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (далее — ПСАД N 17), порядок участия аудиторов в инвентаризации установлен Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Обращаем Ваше внимание на то, что если Ваша организация подлежит обязательному аудиту, и не присутствовал при инвентаризации (например, когда договор на оказание аудиторских услуг заключен позднее проведения инвентаризации), в заключении, выдаваемом аудиторской организацией, этот факт будет отражен (п. 3 и п. 4 ПСАД N 17). Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга аудитор Пивоварова Марина Контроль качества ответа: Рецензент службы Правового консалтинга Королева Елена 30 января 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Почти все работники учреждения являются материально ответственными лицами, соответственно, сформировать инвентаризационную комиссию без включения в нее кого-нибудь из таких лиц не получается.
Можно ли включать материально ответственных лиц в инвентаризационную комиссию?
Обязательно ли делать нечетным количество ее членов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:1.

Действующее законодательство не содержит прямого запрета на участие материально ответственных лиц в составе инвентаризационной комиссии. Однако подобное решение может быть оправдано в том случае, если такое лицо не может повлиять на достоверность результатов инвентаризации.2. Нечетное количество членов комиссии позволяет избежать ситуации, когда при голосовании количество голосов за противоположные решения будет равным.Обоснование вывода:Основные требования к инвентаризации активов и обязательств в учреждениях установлены в разделе 8 федерального стандарта «Концептуальные основы.».
Нечетное количество членов комиссии позволяет избежать ситуации, когда при голосовании количество голосов за противоположные решения будет равным.Обоснование вывода:Основные требования к инвентаризации активов и обязательств в учреждениях установлены в разделе 8 федерального стандарта «Концептуальные основы.».

Данные требования не определяют количество членов инвентаризационной комиссии учреждения.Порядок инвентаризации должен быть установлен учетной политикой учреждения (в виде раздела учетной политики либо приложения к ней).

Это требование установлено в Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее — Закон N 402-ФЗ), п.

80 федерального стандарта «Концептуальные основы.», п.

9 федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (смотрите также Минфина России от 15.07.2014 N 02-06-10/34544).При разработке порядка проведения инвентаризации можно использовать положения Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее — Методические указания N 49), в части, не противоречащей требованиям N 402-ФЗ, федеральных стандартов и N 157н (смотрите также Минфина России от 27.11.2015 N 02-06-10/69491, от 30.04.2015 N ).Согласно п. 2.3 Методических указаний N 49 в состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируются в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными (п.

2.3 Методических указаний N 49).Действующее законодательство не содержит прямого запрета на участие материально ответственных лиц организации непосредственно в составе инвентаризационной комиссии.Однако включение в состав инвентаризационной комиссии материально ответственного лица, у которого находится имущество, непосредственно подлежащее инвентаризации, не рекомендуется, так как одной из основных целей инвентаризации является сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета (п.

1.4 Методических указаний N 49). Осуществление такой проверки лицом, которым и ведется проверяемая деятельность, может снизить эффективность инвентаризации как одной из процедур внутреннего контроля.Учитывая, что постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий может быть несколько, в данном случае можно рекомендовать создать как минимум две комиссии для перекрестной инвентаризации материально ответственными лицами друг друга. В таком случае материально ответственное лицо вполне может быть председателем или членом инвентаризационной комиссии, проводящей инвентаризацию имущества другого материально ответственного лица.Нормативные акты по организации бухгалтерского учета в организациях бюджетной сферы не регулируют порядок определения количества членов инвентаризационной комиссии.

Целесообразно, чтобы оно было нечетным.

Это поможет избежать при голосовании равного количества голосов за противоположные решения.

По нашему мнению, инвентаризационная комиссия учреждения должна состоять не менее чем из трех человек (председателя и двух членов комиссии).

Аналогичное мнение приведено в статье

«Инвентаризация, ее документальное оформление и отражение в бухучете»

, журнала «Российский бухгалтер», N 6, июнь 2015 г.Ответ подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТГурашвили ГеоргийКонтроль качества ответа:Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТсоветник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна19 сентября 2020 г.Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Нетипичные ошибки инвентаризации как повод для отказа во взыскании материального ущерба с работника

В соответствии со статьей 247 Трудового кодекса РФ до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения.

Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов. Основным способом проверки соответствия фактического наличия имущества путем сопоставления с данными бухгалтерского учета признается в силу статьи Федерального закона «О бухгалтерском учете» инвентаризация имущества, порядок проведения которой определен в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 (далее – Методические указания).

На чем чаще всего спотыкаются работодатели, доказывая в суде свои исковые требования о взыскании с работника суммы материального ущерба?

Исходя из примеров судебной практики, можно сформировать перечень таких ошибок:

  1. отсутствие в конце описи расписки проверяемого материально ответственного лица, подтверждающей проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение (нарушение пункта 2.10 Методических указаний);
  2. отсутствие расписок проверяемых материально-ответственных о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы (нарушение пункта 2.4 Методических указаний);
  3. отсутствие приказа о назначении инвентаризационной комиссии (нарушение пункта 2.3 Методических указаний);
  4. проведение инвентаризации в отсутствие проверяемого материально-ответственного лица (нарушение пункта 2.8 Методических указаний);
  5. допуск в период инвентаризации посторонних лиц в помещение, где она проводится (нарушение пункта 2.12 Методических указаний);
  6. неоформление инвентаризационных и сличительных описей (нарушение пунктов 2.5, 2.9, 4.1 Методических указаний);
  7. неправильное исправление ошибок в описях (нарушение пункта 2.9 Методических указаний);
  8. и иные ошибки.
  9. отсутствие подписей всех членов инвентаризационной комиссии и проверяемых материально ответственных лиц (нарушение пункта 2.10 Методических указаний);

Перечисленные ошибки – пожалуй, самые распространенные в процедуре инвентаризации.

Но в практике встречаются и иные, менее популярные ошибки, на которые также стоит обратить внимание и учесть их, так сказать, на чужом опыте, не допустив их совершение на своем. Рассмотрим некоторые их них.Нестандартная ошибка: не была проведена инвентаризация при приеме на работу материально-ответственного лица Согласно пункту 1.5 Методических указаний проведение инвентаризаций обязательно в том числе при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел).
Рассмотрим некоторые их них.Нестандартная ошибка: не была проведена инвентаризация при приеме на работу материально-ответственного лица Согласно пункту 1.5 Методических указаний проведение инвентаризаций обязательно в том числе при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел).

Ошибка работодателя состоит в том, что при приеме на работу нового работника, на которого возлагается полная материальная ответственность, инвентаризация не проводилась.

Подобная ошибка приводит к тому, что при последующем установлении недостачи работодателю не удается доказать период образования недостачи (образовалась ли она до приема нового работника или же уже при его работе), равно как и вину конкретно нового работника в недостаче.Работодатель обратился в суд с иском к М. о взыскании недостачи, указав, что ответчица была принята на работу на должность продавца-кассира, с ней был заключен договор о материальной ответственности. В ходе исполнения ответчиком трудовых обязанностей в период с (.) по (.) образовалась недостача в размере (…) руб., которую М.

признала, но не выплатила, а уволилась.Суд при рассмотрении спора дал надлежащую оценку представленным истцом документам, в том числе: тетрадям учета поступления и продажи товара и поступившей от продажи товара выручки; актам ревизии по магазину, согласно которым выявлена недостача в размере (…) руб., за период с (.) по (.), и пришел к выводу, что представленные документы не могут быть признаны допустимыми доказательствами, поскольку не подтверждают передачу ответчице вверенных ей материальных ценностей в период ее трудовой деятельности и образование недостачи по вине последней.Истец не представил суду и доказательств проведения инвентаризации товара на дату приема ответчика на работу, передачи (вручения) этого товара ответчику, передачи товара от одного продавца другому при смене на рабочем месте.

Договоры о коллективной материальной ответственности с участием М.

также не заключались. Принимая во внимание также, что работодателем не была проведена надлежащая проверка с целью установления размера недостачи, причин ее возникновения, при том, что судом установлены обстоятельства, исключающие материальную ответственность работника, в том числе ненадлежащее ведение работодателем финансово-хозяйственной документации, суд пришел к правильным выводам об отказе в удовлетворении заявленного иска (решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 29.01.2014; апелляционное определение Оренбургского областного суда от 21.04.2014 по делу № 33-1925/2014).Вывод: чтобы в последующем не испытывать трудностей в доказывании своих требований к работнику о возмещении материального ущерба, следует изначально, то есть при приеме на работу нового материально-ответственного лица, четко исполнять требования законодательства РФ, в частности, провести инвентаризацию в соответствии с требованиями пункта 27

«Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»

, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, и пункта 1.5 Методических указаний, как при смене материально-ответственных лиц.Обратите внимание! В пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 года № 52

«О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю»

разъяснено, что обязанность доказать наличие прямого действительного ущерба, размер причиненного ущерба при разрешении дела о возмещении ущерба работником возлагается на работодателя.

К обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности. Недоказанность одного из указанных обстоятельств исключает материальную ответственность работника. При доказанности работодателем указанных выше обстоятельств работник должен доказать отсутствие своей вины в причинении ущерба.Нестандартная ошибка: спорность факта ущерба и вины работника не может подтверждаться неправильно оформленным отчетом независимого аудитора В случае спорности отчета ревизионной комиссии факт причинения ущерба руководителем предприятия может подтверждаться отчетом ревизионной комиссии и отчетом независимого аудитора.

Указанные документы для признания их относимыми и допустимыми доказательствами должны быть надлежаще оформлены.

В противном случае неправильно оформленный документ не может быть положен в основу доказательства правомерности требований работодателя о взыскании с работника суммы материального ущерба.ТСЖ попыталось взыскать материальный ущерб с бывшего председателя правления. В качестве доказательств своих требований ТСЖ представило отчет независимого аудитора, в котором сделан вывод о необоснованном расходовании бывшим председателем денежных средств со счета ТСЖ.

Суд же отчет не принял во внимание, поскольку достоверным и достаточным доказательством причинения ответчиком ущерба в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения должностных обязанностей (неосновательного расходования денежных средств, полученных работником в подотчет на хозяйственные нужды) данный акт не является.

Суд же отчет не принял во внимание, поскольку достоверным и достаточным доказательством причинения ответчиком ущерба в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения должностных обязанностей (неосновательного расходования денежных средств, полученных работником в подотчет на хозяйственные нужды) данный акт не является.

В обоснование своих выводов суд указал следующее.

Суд проанализировал положения устава ТСЖ, согласно которым ревизионная комиссия (ревизор) проводит плановые ревизии финансово-хозяйственной деятельности товарищества не реже одного раза в год; представляет общему собранию заключение о смете доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчет о финансовой деятельности и размерах обязательных платежей и взносов; отчитывается перед общим собранием о своей деятельности. Исходя из последующих положений устава, деятельность ревизионной комиссии может оказаться недостаточной для нормального функционирования товарищества, в связи с чем, по решению руководящих органов ТСЖ (общего собрания, собрания правления), для проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности товарищества может быть приглашен профессиональный аудитор.

Вместе с тем представленный истцом отчет составлен некой Л.А.

без указания занимаемой должности и учреждения, в котором ею осуществляется трудовая (гражданско-правовая) деятельность. Отчет не имеет ни углового штампа, ни печати.

На обороте имеется отметка о том, что данный документ прошит и пронумерован 02.12.2013 Л.О., то есть спустя почти семь месяцев со дня составления отчета. Одновременно в суд был представлен отчет ревизионной комиссии ТСЖ, которой до обращения к аудитору была проведена проверка расходования денежных средств председателем правления за спорный период. По результатам данной проверки нарушений финансовой дисциплины не обнаружено, присвоение работником денежных средств не выявлено.

При таких обстоятельствах у суда имелись основания считать указанный отчет аудитора недопустимым и недостаточным доказательством, бесспорно и достоверно не подтверждающим факт причинения ответчиком ущерба в заявленном истцом размере, а также сам размер ущерба (решение Первомайского районного суда г. Омска от 29.01.2014; апелляционное определение Омского областного суда от 07.05.2014 по делу № 33-2787/2014).Вывод: отчет ревизионной комиссии предприятия для решения вопроса о взыскании материального ущерба с руководителя предприятия будет иметь приоритетное значение по сравнению с ненадлежаще оформленным отчетом независимого аудитора.

В обоих приведенных примерах из практики работодатель собрал весомую доказательную базу и самого факта ущерба, и его размера, и вины конкретного работника, и доказательства наличия причинно-следственной связи проступка работника и наступившего материального ущерба… Казалось бы, исходя из приведенных примеров, и предположить было нельзя, что при всей подготовленности работодателя к положительному для себя решению суда работодателю-истцу будет отказано во взыскании ущерба с его работников.

Увы, но практика показала, что это реально. В противоположной же ситуации, когда шансы на положительное решение невелики, работодателю удается выиграть спор. Как правило, речь идет о ситуациях, когда проверяемое материально-ответственное лицо оказывает всяческое сопротивление проведению инвентаризации, отказывается подписывать что-либо и заранее настроено оспаривать каждый шаг работодателя в процедуре привлечения его, как работника, к полной материальной ответственности.

Самое главное – надлежаще оформлять каждый шаг в процедуре привлечения работника к материальной ответственности Даже если работник отказывается от подписи в том или ином документе – это не повод для дальнейшего признания результатов инвентаризации недействительными.

А вот отсутствие соответствующего акта, составленного работниками работодателя, о фиксации факта такого отказа – уже, безусловно, повод для признания требований нормативных актов (как правило – Методических указаний) к порядку проведения инвентаризации невыполненными, а результатов инвентаризации – недействительными.

В связи с изложенным не стоит опасаться «сопротивления» материально-ответственного лица. Нужно лишь внимательно и скрупулезно оформлять всю документацию, связанную с доказыванием факта и размера материального ущерба и привлечением работника к материальной ответственности.Работодатель — ИП обратился в суд с иском к Г. о взыскании суммы материального ущерба, указав, что Г.

состояла с ИП в трудовых отношениях в должности куратора розничной сети, трудовые обязанности выполняла в магазине. Ею по накладной № 14 получен ноутбук для передачи в магазин с целью дальнейшего использования в работе, по результатам инвентаризации выявлено отсутствие в магазине указанного ноутбука.

Ответчица Г. пояснений не представила, от подписания инвентаризационной описи и сличительной ведомости отказалась, уволилась по собственному желанию, при увольнении ноутбук не вернула, чем истцу причинен ущерб.

Работодатель представил суду доказательства передачи работнику по разовому документу материальных ценностей (в виде ноутбука), результаты инвентаризации.

Суд пришел к выводу, что порядок проведения инвентаризации имущества организации и оформления ее результатов, регламентированный Методическими указаниями, ИП был соблюден. Как следовало из актов, Г. отказалась ознакомиться с инвентаризационной описью товарно-материальных ценностей (составленной по результатам инвентаризации), и от ознакомления со сличительной ведомостью результатов инвентаризации.

На основании представленных доказательств суд обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с Г. в пользу ИП суммы причиненного ущерба (решение Краснокамского городского Пермского края от 29.01.2014; определение Пермского краевого суда от 23.04.2014 по делу № 33-3515).Вывод: если инвентаризация ценностей проведена правильно, а отказ материально-ответственного работника где-либо расписаться документально актирован, суд считает процедуру проведения проверки для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения, установленную статьей 247 Трудового кодекса РФ, соблюденной. Подводя итог проанализированным примерам из практики, можно сделать следующие выводы:

  1. знать требования Методических рекомендаций для правильного оформления результатов инвентаризации недостаточно;
  2. для недопущения стандартных ошибок при фиксации этапов инвентаризации и привлечения работника к материальной ответственности достаточно изучения норм Трудового кодекса РФ в совокупности со специальной литературой, методическими материалами, а также обобщений судебной практики и разъяснений постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю»;
  3. для исключения редких, но фатальных ошибок при доказывании факта материального ущерба и вины работника потребуется внимательное изучение примеров из широкой судебной практики. Конечно, это потребует времени и настойчивости. Однако результатом станет положительное решение суда для работодателя, а не неожиданный и потому обидный отказ в удовлетворении вполне правомерных, но недоказанных требований работодателя.

Источник: Источник: журнал «» Рубрика:

  1. , практикующий юрист

Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера.

Кто проводит инвентаризацию кассы?

Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии (основание — п.

2.2 Методических указаний N 49). Состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель. Документами о составе комиссии могут быть приказ, постановление, распоряжение и т п.

(основание — п. 2.3 Методических указаний N 49). В состав инвентаризационной комиссии включаются:

  1. представители администрации организации;
  2. сотрудники службы безопасности или другие специалисты компании (экономисты, менеджеры и др.).
  3. представители службы внутреннего аудита или сотрудники независимых аудиторских компаний;
  4. работники бухгалтерской службы;

Следует иметь в виду, что отсутствие даже одного утвержденного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными (основание — п. 2.3 Методических указаний № 49).

Нормативные документы не обязывают ежегодно переиздавать приказ о составе инвентаризационной комиссии в том случае, если в организации отсутствовали кадровые перестановки.

Выявлена недостача

В бухгалтерском учете недостачи отражаются на дату, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (п. 4 ст. 11 Закона о бухучете). Стоимость приобретения недостающих МПЗ относят на затраты, связанные с производством или продажей, в пределах норм естественной убыли (пп.

«б» п. 28 Положения по бухучету N 34н). Проводки будут такие. Проводка Операция Д 94 — К 10 (41, 43) Списана стоимость утраченного имущества Д 20 (25, 26, 44) — К 94 Списана недостача в пределах норм естественной убыли Стоимость недостач МПЗ сверх норм естественной убыли и недостач МПЗ, для которых такие нормы не утверждены, а также недостач ОС, инструментов, денег и денежных документов (БСО и т.п.) (пп. «б» п. 28 Положения по бухучету N 34н):

  1. если лицо, виновное в возникновении недостачи, установлено, – взыскивается с этого лица;
  2. если лицо, виновное в возникновении недостачи, не установлено, – списывается в прочие расходы.

Проводка Операция Д 94 — К 01 (10, 41, 43, 50) Списана стоимость утраченного имущества Д 73 (76) — К 94 Стоимость недостач отнесена на виновных лиц Дт 50 (51, 70) — К 73 (76) Стоимость недостач взыскана с виновного лица Д 91 — К 94 Сверхнормативная недостача списана в расходы Для целей налога на прибыль стоимость приобретения недостающих МПЗ учитывается в материальных расходах в периоде выявления недостачи в пределах утвержденных норм естественной убыли ( НК РФ).

Порядок учета недостач МПЗ сверх норм естественной убыли и недостач МПЗ, для которых такие нормы не утверждены, а также недостач ОС, инструментов, денег и денежных документов (БСО и т.п.) зависит от ситуации.

Ситуация 1. Лицо, виновное в возникновении недостачи, установлено.

В этом случае стоимость недостач учитывается в расходах на одну из следующих дат ( НК РФ):

  1. или вступления в силу решения суда о взыскании с виновного суммы ущерба.
  2. или признания виновным суммы ущерба (например, на дату заключения с работником соглашения о добровольном возмещении ущерба);

Одновременно в доходах надо учесть сумму ущерба, признанную виновным или присужденную судом (п. 3 ст. 250, НК РФ). Ситуация 2. Лицо, виновное в возникновении недостачи, не установлено.

Тогда стоимость недостач учитывается в расходах на дату составления одного из следующих документов ( НК РФ):

  1. или документа компетентного органа, подтверждающего, что недостача вызвана чрезвычайным происшествием.
  2. или постановления о приостановлении предварительного следствия по уголовному делу в связи с тем, что лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;

Например, при пожаре такими документами будут справка из органов противопожарной службы (МЧС), акт о пожаре и протокол осмотра места происшествия.

Кто должен входить в состав инвентаризационной комиссии

Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, а в случае большого объема работ создаются рабочие инвентаризационные комиссии (п.

2.2 Методических указаний по инвентаризации).Персональный состав как постоянно действующей, так и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).В состав инвентаризационной комиссии могут быть включены любые работники организации. Членами комиссии, как правило, являются:— представители администрации организации;— работники бухгалтерской службы;— другие специалисты (работники технических, финансовых, юридических и других служб).Кроме того, в инвентаризационную комиссию могут быть включены работники службы внутреннего аудита организации, а также представители независимых аудиторских организаций (п.

2.3 Методических указаний по инвентаризации).Например, при инвентаризации горюче-смазочных материалов в состав инвентаризационной комиссии могут входить работники службы горюче-смазочных материалов, председателем комиссии может быть назначен заместитель руководителя предприятия или инженер (главный инженер).Если при проведении инвентаризации отсутствует хотя бы один член комиссии, то результаты инвентаризации могут быть признаны недействительными (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).Материально ответственные лица не могут входить в состав инвентаризационной комиссии, однако их присутствие при проверке фактического наличия имущества является обязательным.

Это следует из совокупности норм, установленных в п.

п. 2.3, 2.8 Методических указаний по инвентаризации.Количество членов инвентаризационной комиссии не регламентируется действующими нормативно правовыми актами и определяется организацией самостоятельно исходя из специфики осуществляемой деятельности и вида инвентаризации. Как следует из формы N ИНВ-22, обычная численность комиссии вместе с председателем — четыре члена.Инвентаризационная комиссия при проведении инвентаризации:— заносит в соответствующие инвентаризационные описи (акты) точное наименование инвентаризируемого объекта с указанием его номенклатуры (отличительных признаков), принятой в учете (в случае, если опись не содержит такой информации) (п.

2.9 Методических указаний по инвентаризации);— указывает количество ценностей в единицах измерения, принятых в учете (основных средств, материально-производственных запасов, денежных средств в кассе, документарных ценных бумаг и т.д.), определяемое путем натурального подсчета, взвешивания, обмера (п.

п. 2.7, 2.9 Методических указаний по инвентаризации);— осуществляет осмотр основных средств на предмет их дальнейшего использования. При выявлении не пригодных к эксплуатации и не подлежащих восстановлению объектов основных средств соответствующая информация заносится в отдельную инвентаризационную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.) (п. 3.6 Методических указаний по инвентаризации);— осуществляет осмотр товарно-материальных ценностей на предмет их дальнейшего использования.

При выявлении неиспользуемых или морально устаревших ценностей, а также ценностей, которые полностью или частично потеряли свое первоначальное качество или дальнейшее использование которых представляется сомнительным, соответствующая информация заносится в отдельную инвентаризационную опись (акт) или акт на списание (п. п. 3.25, 3.26 Методических указаний по инвентаризации); — подтверждает существование активов, не имеющих материально-вещественной формы (денежные средства на счетах в банках, нематериальные активы, финансовые вложения и т.д.), путем документальной проверки (п. п. 3.8, 3.14, 3.43 Методических указаний по инвентаризации);— подтверждает балансовую оценку активов, проверяя корректность начисления оценочных резервов;— определяет правильность и обоснованность числящихся сумм дебиторской и кредиторской задолженности путем проверки документов, подтверждающих существование требования или обязательства (п.

п. 3.44, 3.48 Методических указаний по инвентаризации). Кроме того, инвентаризационной комиссии может быть поручено проведение сверки с контрагентами, указанными в справке об имеющейся кредиторской и дебиторской задолженности;— получает расписку материально ответственных лиц в соответствующих инвентаризационных описях (актах) до начала и после окончания инвентаризации (абз. 3 п. 2.4, п. 2.10 Методических указаний по инвентаризации).При наличии в организации постоянно действующей и рабочих инвентаризационных комиссий их задачи разделяются (п.

2.2 Методических указаний по инвентаризации).Постоянно действующая инвентаризационная комиссия обобщает работу рабочих инвентаризационных комиссий и представляет руководству результаты проведенных инвентаризаций (о пересортице, о запасах, которые частично потеряли свое первоначальное качество, о неиспользуемых материальных ценностях и т.д.).

Постоянно действующая инвентаризационная комиссия может выполнять следующие функции:— организация проведения инвентаризаций рабочими инвентаризационными комиссиями;Читать дальше: Заключение автосервиса о неисправности детали образец— инструктаж членов рабочих инвентаризационных комиссий;— осуществление контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций рабочими инвентаризационными комиссиями;— проверка обоснованности выводов по результатам инвентаризаций рабочих инвентаризационных комиссий, в том числе в отношении предложенных зачетов по пересортице;— проведение в необходимых случаях (при установлении серьезных нарушений правил проведения инвентаризаций и др.) повторных сплошных инвентаризаций;— рассмотрение объяснений от должностных лиц, допустивших недостачу или порчу материальных ценностей, а также иные нарушения, и предоставление предложений о порядке регулирования выявленных недостач, потерь от порчи и прочих отклонений;— проведение профилактической работы по обеспечению сохранности имущества;— осуществление инвентаризации активов и обязательств организации, в том числе проведение выборочных инвентаризаций материальных ценностей в местах их хранения (переработки);— обобщение и представление на утверждение руководителю итогов инвентаризации.См. образец акта о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей.

Унифицированная форма N ИНВ-24.См. образец журнала учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации.

Унифицированная форма N ИНВ-25.Рабочая инвентаризационная комиссия обеспечивает натуральный подсчет (фактическое наличие) имущества (обязательств), проверку их состояния и оформляет инвентаризационные описи по каждому виду инвентаризируемого имущества (обязательства). В компетенцию рабочих инвентаризационных комиссий может входить:— проведение инвентаризации активов и обязательств, в том числе в обособленных подразделениях организации;— анализ результатов инвентаризации и разработка предложений, в том числе по зачету недостач и излишков по пересортице, списанию недостач в пределах норм естественной убыли (совместно с бухгалтерией);— подготовка предложений по улучшению порядка приемки, хранения и отпуска материальных ценностей, учета и контроля их сохранности.Инвентаризационная комиссия несет ответственность за соблюдение сроков и порядка проведения инвентаризации, своевременность и правильность оформления документов по инвентаризации (в том числе за полноту и точность указания в инвентаризационной описи (акте) отличительных признаков и фактических остатков проверяемых материальных ценностей) (п.

2.6 Методических указаний по инвентаризации).Дата добавления: 2016-02-27 ; просмотров: 6948 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫДобрый день!

Кто должен быть в комиссии по инвентаризации? Наш отдел занимается проведением инвентаризаций ТМЦ в подразделениях организации. Длительное время в инвентаризационную комиссию по Приказу о проведении инвентаризации включались только два человека — это были контролёры-ревизоры нашего отдела (один — председатель; второй — член комиссии).

Последнее время главбух требует включения не менее 3 человек в комиссию, но при этом не аргументирует своё требование нормативно-правовыми документами (говорит, что мы сами должны владеть подобного рода информацией). Мне также не удаётся найти конкретики относительно количества человек ни в одном из документов. В связи с этим вопросы: 1) сколько человек должно входить в состав инвентаризационной комиссии по инвентаризации ТМЦ, согласно нормативно-правовых актов?Прошу предоставить ссылки на эти документы.

Мне необходимо, чтобы имелась конкретика относительно количества.2) чьё присутствие (должности) обязательно в составе инвентаризационной комиссии?Прошу обратить внимание, что меня интересуют именно те должности, которые ОБЯЗАТЕЛЬНО должны входить в состав комиссии.Вопрос относится к городу Москва

16.

Может ли главный бухгалтер быть председателем инвентаризационной комиссии?

16.1.

Нет запрета в законе. Вам помог ответ?

Да Нет 17. Может ли быть председателем инвентаризационной комиссии рядовой сотрудник? И на какие документы можно сослаться?

17.1. Может. Нет прямых запретов. Вам помог ответ? Да Нет 18. Меня директор назначил по приказу председателем инвентаризационной комиссии, но я МОЛ кассир предприятия, могу ли я им быть?

По кассе в течении года назначена другая комиссия, может ли она при проведении годовой инвентаризации поучаствовать? 18.1. Если назначили, то можете быть. Вам помог ответ? Да Нет 19. Автономное учреждение: Может ли главный бухгалтер быть председателем инвентаризационной комиссии.

19.1. Может ли главный бухгалтер быть председателем инвентаризационной комиссии — Да, может. Вам помог ответ? Да Нет 20. Как доказать, что инвентаризации проводились с нарушением Методических указаний по проведению инвентаризаций имущества в связи с тем, что один из членов инвентаризационной комиссии постоянно отсутствовал, после проведения только расписывался в инвентаризационной описи? Возможно просить аннулировать результаты?

Какое наказание ожидает в этом случае председателя комиссии? 20.1. Если результатами инвентаризации — нарушены ваши имущественные права, то составляйте иск и доказывайте свою правоту в суде.

Отсутствие одного из членов комиссии, во время инвентаризации,-не является основанием для признания акта инвентаризации — незаконным.

Вопросы наказания членов комиссии — это компетенция работодателя, у которого работает член комиссии и наказание может быть только за нарушение Правил трудового распорядка и, должностной инструкции, а не пожелание клиента недовольного результатами инвентаризации. Вам помог ответ? Да Нет 20.2.

Составить акт или указать на это в инвентаризационной описи.

Вам помог ответ? Да Нет 20.3.

Свидетельскими показаниями других сотрудников инвентаризации. Также в акте инвентаризации сразу указывать все замечания. Наказание председателю комиссии-дисциплинарное по месту работы.

Вам помог ответ? Да Нет 21. Происходит ликвидация филиала, меня заставляют быть председателем инвентаризационной комиссии, я не хочу в этом участвовать, и я не материально ответственное лицо. Имею ли я право отказаться от этого?

Может ли руководство обязать меня участвовать в этом и на каком основании? 21.1. Если вы являетесь материально ответственным лицом, а также в организации должно быть положение об инвентаризационной комиссии, где имеется перечень кто должен входить в данную комиссию, и ваша должность входит в этот перечень, а также в ваши должностные обязанности входит участие в ней, то работодатель может расценить ваш отказ как нарушение дисциплины. Вам помог ответ? Да Нет 21.2.

Инвентаризационная комиссия как правило определяется приказом руководителя на весь финансовый год, но может быть создана и для проведения разовой инвентаризации.

Ваш отказ может быть оценен как нарушение трудовой дисциплины.

Вам помог ответ? Да Нет

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет: Бесплатно с мобильных и городских Бесплатный многоканальный телефон Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону , юрист Вам поможет Подписаться на уведомления Мобильноеприложение Мы в соц. сетях

© 2000-2020 Юридическая социальная сеть 9111.ru *Ответ на вопрос за 5 минут гарантируется авторам VIP-вопросов.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+