Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Обязательные работы как вид уголовного наказания

Обязательные работы как вид уголовного наказания

Обязательные работы как вид уголовного наказания Текст научной статьи по специальности «Право»

Уголовное право R.Z. RAMAZANOV* COMPULSORY COMMUNITY SERVICE AS A PENAL SANCTION УДК 343.244.24 ББК 67.408.022.14 Р21 Аннотация: статья рассматривает и анализирует такой вид наказания, как обязательные работы, в качестве основной альтернативы лишению свободы за преступления, не представляющие большой общественной опасности. Ключевые слова: обязательные работы, места лишения свободы, уголовно-исполнительнаяинспек-ция, осужденный преступление РУСТАМ ЗАГИДОВИЧ РАМАЗАНОВ* ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ КАК ВИД УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ * Адъюнкт (Псковский юридический институт ФСИН России) Е-mail: rustam Annotation: in the article the author considers and analyzes such a punishment as compulsory community service as the main alternative to custody for the crimes, which aren’t of a big danger to society. Key words: compulsory community service, correctional establishments, penal inspection, prisoner, offence.

В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее — Концепция) отмечается, что рационализация политики в области уголовного правосудия предполагает увеличение общей численности лиц, осужденных к наказаниям без изоляции от общества, в том числе за счет введения санкций, предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, и расширения практики назначения этих наказаний судами.

Изложенное подчеркивает важность активизации работы уголовно-исполнительных инспекций на основе усовершенствования организационно-правового регулирования их деятельности.

Как показало проведенное исследование, в широком спектре управленческих, правовых и иных проблемных вопросов одним из ключевых остается организация деятельности уголовно-исполнительных инспекций по привлечению осужденных к отбыванию обязательных работ.

Данный показатель при надлежащей организации деятельности уголовно-исполнительных инспекций должен составлять 100 %. Однако существующие в настоящее время организационно-правовые механизмы не обеспечивают полного и своевременного привлечения осужденных к отбыванию обязательных работ и нуждаются в совершенствовании.

Согласно официальным данным Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), ежегодно часть приговоров к обязательным и исправительным работам фактически остаются неисполненными либо исполненными с нарушением установленных законом сроков.

Так, в абсолютных цифрах по состоянию на 1 января 2010 г. число лиц, не привлеченных к отбыванию обязательных и исправительных работ, составило более 2 тыс.

чел., свыше 600 осужденных были привлечены к отбыванию этих наказаний с нарушением сроков, предусмотренных законом. Причин сложившейся ситуации много, основными из них являются: — нежелание предприятий и организаций принимать на работу осужденных; — отсутствие на предприятиях вакантных рабочих мест, а у осужденных — документов, необходимых для составления трудового договора; — неудовлетворительная организация взаимодействия уголовных инспекций со структурными подразделениями Федеральной миграционной службы, Министерства обороны Российской Федерации, Пенсионного фонда России по вопросам выдачи документов, требующихся для трудоустройства осужденных. Необходимостьсовершенствования деятельности уголовно-исполнительных инспекций по привлечению осужденных к отбыванию обязательных работ с учетом перспектив развития уголовно-исполнительной системы определяет актуальность данной темы.

Отличительной чертой уголовной политики на современном этапе являются сокращение объема использования наказания в виде лишения свободы и все более широкое применение наказаний, не связанных с изоляцией от прежней социальной среды, к лицам, осужденным за преступления, не представляющие большой общественной опасности, исправление которых возможно при сохранении привычных для них условий жизнедеятельности.

Отличительной чертой уголовной политики на современном этапе являются сокращение объема использования наказания в виде лишения свободы и все более широкое применение наказаний, не связанных с изоляцией от прежней социальной среды, к лицам, осужденным за преступления, не представляющие большой общественной опасности, исправление которых возможно при сохранении привычных для них условий жизнедеятельности. Объективная необходимость всемерного расширения применения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного, способствовала проведению международной реформы системы наказаний.

В Концепции, в частности, отмечено, что общественно полезные работы представляют собой новый, альтернативный тюремному заключению вид наказания, и что в этой области наметились многообещающие изменения, в связи с чем необходимы принятие и разработка законодательства, обеспечивающего применение наказания в виде направления на общественно полезные работы.

Проанализировав правовую природу обязательных работ, постараемся найти недостатки, сопоставив теорию с практикой.

Обязательные работы назначаются за уголовные преступления на срок от 60 до 480 вмес- то 240 ч, как было ранее, до вступления в силу Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 420

«О внесении изменений в УголовныйкодексРос-сийской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

, который продлил отбывание наказания до 480 ч. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденными в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.

iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией.

Осужденный к обязательным работам привлекается к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующегорас-поряжения суда с копией приговора. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных, разъясняют им порядок и условия отбывания наказания, согласовывают с органами местного самоуправления перечень объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы, контролируют поведение осужденных; ведут суммарный учет отработанного осужденными времени. В данный период местами для исполнения обязательных работ выступают множество объектов, а также определены виды бесплатных работ: уборка улиц и водоемов от мусора, снега, наледи, сухой травы; реконструкция зданий, дорог и тротуаров; расколка и укладка дров; очистка общественных колодцев от наледи и снега; прополка и поливка клумб и газонов; благоустройство территорий муниципальных образований; неквалифицированные малярные работы; уборка территорий кладбищ; уборкапомещений; работы по содержанию пожарных водоемов; неквалифицированные строительные работы и т.

д. На администрацию больниц, сельсоветов, муниципальных предприятий возлагается контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительной инспекции о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания. К сожалению, не все главы учреждений согласны принять осужденных к обязательным работам.

Видимо, на территории этих муниципальных образований данный вид работ не требуется, а улицы поселений находятся в идеальном состоянии. Суммарный учет рабочего времени ведет уголовно-исполнительная инспекция на основа- Уголовное право Уголовное право нии табеля учета отработанного времени, который ежемесячно представляется в инспекцию администрацией учреждения. Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и дни, когда осужденный не занят на основной работе или учебе; в рабочие дни — двух часов после окончания работы или учебы, а с согласия осужденного — четырех часов после основной работы, учебы.

В течение недели не может быть отработано менее 12 часов. Иными словами, обязательные работы отбываются ежедневно без выходных и праздничных дней и во время очередного ежегодного отпуска осужденного по основному месту работы. Осужденные к данному виду наказания обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организации, добросовестно относиться к труду работать на определенных для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ, ставить в известность уголовно- исполнительную инспекцию об изменении места жительства.

Осужденные к данному виду наказания обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организации, добросовестно относиться к труду работать на определенных для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ, ставить в известность уголовно- исполнительную инспекцию об изменении места жительства. Не все осужденные добросовестно отбывают наказание.

За нарушение порядка и условий отбывания наказания осужденным обязательные работы заменяются на лишение свободы из расчета 1 день лишения свободы за 8 часов обязательных работ. Заменить обязательные работы на лишение свободы может только суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции.

Если предупреждения оказывается недостаточно и осужденный продолжает допускать нарушения, которые свидетельствуют о злостном уклонении от отбывания обязательных работ, к нему могут быть применены судом более серьезные меры, выражающиеся в замене обязательных работ ограничением свободы, арестом или лишением свободы. Так, гражданин П. был осужден за кражу алкоголя с прилавка магазина и приговорен к 220 часам обязательных работ. Кражу он совершил в состоянии алкогольного опьянения.

Суд оставил П. на свободе, назначив ему обязательные работы. Но осужденный должных выводов для себя не сделал, продолжал употреблять спиртные напитки, не выходил на обязательные работы, не хотел бесплатно работать.

Этому осужденному обязательные работы были заменены лишением свободы.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ дает определение злостного уклонения от отбывания обязательных работ. Злостно уклоняющимся считается осужденный: более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин; более двух раз в течение месяца нарушивший трудовуюдисциплину; скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.

Понятие «месяц» означает период между определенным числом одного месяца и тем же числом следующего месяца, независимо от того, сколько дней в данном месяце. Отсчитывается срок от первого нарушения, однако разные нарушения подсчитываются отдельно, поэтому если осужденный совершил два прогула, а через неделю нарушил трудовуюдисциплину, то он еще не может быть признан злостным нарушителем.

Уважительной причиной является болезнь, подтвержденная больничным листом, выданным в установленном порядке.

Иные причины, подтвержденные документально, оцениваются начальником уголовно-исполнительной инспекции (например, наводнение, пожар и др.).

Сравнивая понятия «условия отбывания наказания», «нарушение порядка отбывания наказания» и «злостное уклонение от отбывания наказания», мы видим, что разница между ними в основном количественная. Единичное нарушение закон рассматривает как нарушение, влекущее за собой предупреждение, а повторное в течение месяца — как злостное уклонение.
Единичное нарушение закон рассматривает как нарушение, влекущее за собой предупреждение, а повторное в течение месяца — как злостное уклонение.

При этом не имеет значения, допущено нарушение на одном и том же предприятии или на разных. Злостным уклонением является и попытка скрыться от отработки наказания.

Такого рода случаи, когда осужденный не проживает по месту своего жительства и не является по вызовам инспекции, влекут за собой обязанность инспекции в течение месяца принять меры к розыску этого лица, для чего наводятся справки в жилищных органах, паспортных аппаратах, у родственников, если их адреса известны инспекции или участковому уполномоченномуми-лиции. Выясняется, не задержан ли осужденный за совершение другого преступления, не попал ли он в больницу. Проверяются морги, данные о несчастных случаях.

Если в течение месяца установить местонахождение лица не удалось, он объявляется в розыск, который осуществляет аппарат уголовного розыска. При обнаружении скрывшегося осужденного он может быть задержан на срок до 48 часов. При необходимости этот срок может быть продлен судьей до 30 суток.

Если осужденный уехал в другую местность в связи с какими-либо личными или семейными обстоятельствами, уважительность этой причины оценивает начальник инспекции.

Например, отъезд в связи с внезапной тяжелой болезнью близкого родственника может быть признан уважительной причиной, а отъезд в деревню на сезон сенокоса и несообщение о новом адресе инспекции вряд ли может рассматриваться как уважительная причина. В связи с этим в первом случае можно поставить в вину осужденному только несообщение о выезде уголовно-исполнительной инспекции и рассматривать это как нарушение порядка и условий отбывания наказания, а во втором случае считать, что осужденный скрылся в целях уклонения от отбывания наказания. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Таким образом, проанализировав литературу по теме исполнения наказания в виде обязательных работ, можно сделать следующие выводы. Обязательные работы являются одним из основных видов наказания.

Они были предусмотрены в России впервые УК РФ, однако стали применяться только с 10 января 2005 г.

после введения в действие положений УК РФ и УИК РФ о наказании в виде обязательных работ Федеральным законом от 28 декабря 2004 г.

№ 177-ФЗ. Обязательные работы исполняются уголовно-исполнительной инспекцией, которая находится в ведении ФСИН России.

Обязательные работы как вид уголовного наказания выражаются в возложении приговором суда на осужденного обязанности бесплатно выполнять в свободное от работы или учебы время общественно полезные работы. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Средствами достижения целей, стоящих перед наказанием в виде обязательных работ, являются режим отбывания обязательных работ, труд и воспитательная работа. В бесплатном выполнении работ, а также в характере этих работ выражается кара в качестве средства достижения целей исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений как с его стороны (индивиду- альное предупреждение), так и со стороны иных граждан (общее предупреждение). Изучив правовую природу и применение на практике данного вида наказаний, можно выделить некоторые недостатки: отсутствие в уголовно-исполнительном законодательстве указания на место отбывания обязательных работ, а также определения района места жительства как места отбывания обязательных работ, что имеет негативные последствия, в результате которых сотрудникиуголовно-исполнительных инспекций испытывают значительные трудности с установлением территориальных границ исполнения этих видов наказаний.

Таким образом, при решении данных вопросов должны учитываться объективно необходимое и достаточное время следования осужденного к объекту или месту работы и обратно, а также транспортная доступность конкретной местности. При этом не следует ограничиваться отдельной административно-территориальной единицей. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что все большее применение альтернатив лишению свободы в контексте развития и реформирования уголовной политики вскоре потребует укрепления системы исполнения наказаний без изоляции от общества.

Возникает необходимость совершенствования деятельности уголовно-исполнительных инспекций, порядка их формирования и превращения в полноценные подразделения уголовно-исполнительной системы в связи с повышением роли данных учреждений в области исправления осужденных и предупреждения совершения ими новых правонарушений.
Возникает необходимость совершенствования деятельности уголовно-исполнительных инспекций, порядка их формирования и превращения в полноценные подразделения уголовно-исполнительной системы в связи с повышением роли данных учреждений в области исправления осужденных и предупреждения совершения ими новых правонарушений.

Подобные службы пробации существуют за рубежом Необходимо также совершенствование судебной практики назначения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, осужденным с учетом общих начал назначения наказания, закрепленных законодателем в УК РФ. Следует отметить и то, что часто осужденные не понимают того, что обязательные работы — это такой же реальный вид наказания, как лишение свободы, только суд дает им возможность отбыть это наказание без изоляции от общества.

Уголовное право

24.03.2016г.

Одним из видов наказаний, которое предусматривает действующий Уголовный кодекс Российской Федерации, являются обязательные работы. По преступлениям небольшой и средней тяжести в значительных случаях назначается такой вид наказания.

На основании ч. 4 ст. 49 УК РФ обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. В чем же заключается данный вид наказания? В соответствии с частью первой статьи 49 Уголовного кодекса РФ обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.

Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Данный вид наказания выполняется осужденными на безвозмездной основе.

В тоже время, лицо, которому судом назначено наказание в виде обязательных работ, лишен права выбора вида обязательных работ и объектов, на которых они отбываются. Наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных.

Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Под видами работ, как правило, подразумеваются работы, не требующие особой квалификации, специальных знаний и навыков: 1.Благоустройство, очистка и озеленение территорий предприятий, организаций, улиц и площадей; 2.Вырубка деревьев и кустарников, обрезка веток; 3.Посадка и прополка саженцев деревьев, кустарников и цветочной рассады; 4.Благоустройство и очистка территорий автобусных остановок; 5.Подсобные работы при благоустройстве тротуаров и проездных путей; 6.Земляные работы; 7.Окраска элементов благоустройства дорог; 8.Очистка дорожных покрытий в местах, недоступных для дорожной техники; 9.Благоустройство кладбищ; 10.Косметический ремонт зданий и помещений; 11.Общестроительные работы; 12.Уборка производственных и служебных помещений; 13.Благоустройство спортивных и детских площадок; 14.Другие виды работ, не требующие специальной профессиональной подготовки.

Срок обязательных работ зависит от возраста осужденного, категории преступления, по которой подсудимый признан виновным, характеризующих личность данных. Несовершеннолетним обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для данного лица, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время.

Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет — трех часов в день.

Совершеннолетним лицам обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

При вступлении приговора в законную силу, копия судебного решения направляется судом в уголовно-исполнительную инспекцию.

После регистрации поступивших в Инспекцию документов, инспектор направляет осужденному письменное уведомление о необходимости явки в инспекцию.

В день явки в инспекцию с осужденным проводится беседа, в ходе которой ему разъясняются порядок и условия отбывания наказания, его права и обязанности, уточняются и проверяются анкетные данные, выясняются сведения, имеющие значение для осуществления контроля за его поведением.

По окончании беседы у осужденного отбирается подписка и выдается предписание для отбывания обязательных работ. При определении осужденному вида обязательных работ и объекта учитывается его место жительства, график основной работы и учебы, состояние здоровья, возрастные особенности и профессиональные навыки.

Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ. Началом срока отбывания обязательных работ является день выхода осужденного на работу.

Уголовно-исполнительная инспекция вцелях контроля за исполнением обязательных работ проверяет порядок отбытия осужденным наказания. При этом, проверка может осуществляться как с использованием телефонной связи, так с правом выхода по месту отбытия наказания осужденным. В тоже время, администрация учреждения, в котором осужденный отбывает наказание обязана сообщать в УИИ о нарушениях порядка отбытия наказания, допущенных осужденным к обязательным работам.

Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывал обязательные работы.

Табель о количестве отработанных осужденным часов и материалы о нарушениях им трудовой дисциплины, поступившие из администрации организации, приобщаются к его личному делу. Осужденный к обязательным работам обязан: — соблюдать правила внутреннего распорядка организации, в которой он отбывает обязательные работы; — добросовестно относиться к труду; — работать на определенном для него объекте и отработать установленный судом срок обязательных работ; — ставить в известность инспекцию об изменении места жительства.

За нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания инспекция предупреждает его об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с частью третьей статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+