Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Особенности использования земель подвергшигся радиоактивному или химическому загрязнению

Особенности использования земель подвергшигся радиоактивному или химическому загрязнению

Все о земельных отношениях Вступительная статья

В соответствии со ст.выше). На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.Возможность использования их для других целей, а также возможность сохранения находящихся на этих землях жилых домов и производственных объектов, проведения мелиоративных и культуртехнических работ, необходимость установления охранных зон определяется в зависимости от того, насколько превышены нормативы предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия.Например, в районах Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей, наиболее пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, получение сельскохозяйственной продукции, соответствующей санитарным нормам, невозможно без проведения защитных агрохимических мероприятий.

И необходимость проведения таких мероприятий будет сохранятся до 2050 года.Правила использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведения на них мелиоративных и культуртехнических работ, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов

Правовой режим территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

Возмещение причиненных убытков от деятельности лиц, в результате которой произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель

Все правовые вопросы по режиму пользования территориями, подвергшимися радиоактивному загрязнению, урегулированы соответствующим Постановлением Правительства РФ.

В частности, этим законодательным актом установлен режим пользования территорий, которые подверглись загрязнению, проведение на них мероприятий, предназначенных для ликвидации последствий загрязнения. Согласно законодательству, в частности, Земельному кодексу РФ, если в ходе деятельности лиц произошло загрязнение территорий, которое повлекло за собой невозможность дальнейшего пользования ресурса по его назначению или ухудшение его качеств, эти лица обязаны в полной мере возместить все причиненные убытки. Определение подобного возмещения причиненных убытков осуществляется согласно правовому режиму и требованиям Земельного кодекса РФ и включает в себя компенсацию всех затрат, среди которых:

  1. средства, перечисленные в качестве возмещения причиненных убытков всем собственникам участков, подвергшихся загрязнению;
  2. средства, потраченные на проведение дезактивации территорий, которые подверглись любому виду загрязнения;
  3. средства, затраченные на перевод загрязненных земель в земли запаса для проведения последующей процедуры консервации.
  4. средства, потраченные на приведение земель в их исходное состояние, пригодное для целевого использования;

Затраты за причиненные убытки могут быть возмещены лицом собственнику участка или в государственный бюджет.

Комментарий к статье 14 Земельного Кодекса РФ

Значительный вред состоянию земель и почв причиняет загрязнение химическими и иными веществами, а также болезнетворными микробами и гельминтами. Они наносят вред не только землям, но и всей окружающей природе.

В целях охраны земель от вредных загрязнений принят Федеральный закон от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ

«О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»

. ——————————— СЗ РФ.

1997. N 29. Ст. 3510. Пестициды — группа химических и биологических соединений и препаратов, используемых для борьбы с вредителями и болезнями растений и животных, сорными растениями, вредителями сельскохозяйственной продукции, для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев и подсушивания растений. Агрохимикаты — удобрения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных. Особенностями, определяющими потенциальную опасность пестицидов для человека и среды его обитания (далее — окружающая среда), являются: высокая биологическая активность при малых уровнях воздействия, способность к циркуляции в окружающей среде и возможность контакта с ними населения.

Закон требует прежде всего от владельцев земельных участков следить и не допускать нежелательных концентраций в почве вредных веществ (пестицидов, удобрений). Некоторые из названных веществ вообще запрещается использовать. Поэтому утверждены списки веществ, которые применять запрещено.

Если они применяются, это серьезные правонарушения, за которые следует строгая юридическая ответственность вплоть до уголовной.

Что касается разрешенных к применению веществ, то здесь необходимо соблюдать правила и нормы, порядок транспортировки, хранения и использования, сроки, дозировку. При соблюдении всех условий и осторожном обращении с пестицидами и ядохимикатами можно избежать причинения вреда почве.

Он может быть минимальным и устраняется естественными процессами в окружающей природной среде. Для сельского хозяйства действует Перечень химических и биологических средств борьбы с вредителями, болезнями растений, сорняками, регуляторов роста растений, разрешенных для применения в сельском хозяйстве, который ежегодно обновляется.

Перечни устанавливаются соответствующими заинтересованными органами, в данном случае Минсельхозом России по согласованию и с утверждением Минздрава России и органов охраны окружающей среды Минприроды России.

К другим вредным загрязнителям земель и почв относятся болезнетворные микробы и гельминты, опасные как для человека, так и для животных. В случае их обнаружения в почве санитарные органы должны проводить специальные мероприятия по их обезвреживанию.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Минздрава России утверждены Санитарные правила и нормы (СанПиН 1.2.1077-01) от 8 ноября 2001 г. N 34 (зарег. Минюстом России 10 января 2002 г.), которыми установлены гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов.

N 34 (зарег. Минюстом России 10 января 2002 г.), которыми установлены гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов. Названные выше Санитарные правила устанавливают гигиенические требования, направленные на обеспечение максимальной безопасности пестицидов и агрохимикатов для человека и окружающей его среды.

Санитарные правила распространяются на все производственные объекты, процессы и оборудование, связанные с хранением, транспортировкой и применением пестицидов и агрохимикатов, и являются обязательными для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами, применяющими пестициды и агрохимикаты (выполняющими «защитные» работы), а также проектирующими, строящими и эксплуатирующими производственные здания, средства транспортировки, технологическое, санитарно-техническое оборудование, предназначенные для работ с пестицидами и агрохимикатами, в том числе оборудование для их обезвреживания. На территории Российской Федерации возможны ввоз, хранение, транспортировка, реализация и применение пестицидов и агрохимикатов, прошедших токсиколого-гигиеническую экспертизу в учреждениях, аккредитованных Минздравом России в установленном порядке и включенных в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации (далее — Каталог), а также использование технологий, техники и оборудования, на которые имеются соответствующие санитарно-эпидемиологические заключения органов и учреждений госсанэпидслужбы Российской Федерации. За нарушение Санитарных правил устанавливается административная, дисциплинарная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (см.

ст. 55 Федерального закона

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

). Хранение пестицидов и агрохимикатов допускается только в специально предназначенных для этого агрохимических комплексах (складах). Ежегодно указанные склады предъявляются учреждениям госсанэпидслужбы для оформления заключения установленного образца.

Территория комплексов должна отвечать требованиям действующих Санитарных норм и правил и природоохранным требованиям. Размер санитарно-защитных зон для складских помещений, предназначенных для хранения пестицидов и агрохимикатов, должен соответствовать действующим Санитарным правилам и нормам. Размещение, строительство и оборудование агрохимических комплексов осуществляются в соответствии с действующими строительными нормами и правилами (СНиП).

Необходимо предусматривать четкое зонирование территории и складских помещений с учетом «розы ветров». Все работы с пестицидами высокого класса опасности (согласно принятой в Российской Федерации классификации), а также применение пестицидов ограниченного использования осуществляются только лицами, имеющими специальную профессиональную подготовку.

При использовании пестицидов и агрохимикатов, в том числе в условиях личных подсобных хозяйств, должны соблюдаться меры безопасности, установленные действующей нормативной и технической документацией и указанные на тарных этикетках и в рекомендациях по применению конкретных видов препаратов. Для проведения работ с пестицидами и агрохимикатами используются только технологии, техника и оборудование, прошедшие в установленном порядке гигиеническую и технологическую оценку и имеющие соответствующее санитарно-эпидемиологическое заключение учреждений госсанэпидслужбы.

Обработки с использованием вентиляторных и штанговых тракторных опрыскивателей должны проводиться при скорости ветра не более 4 м/с. Контроль метеорологических условий (измерение температуры и скорости движения ветра) производится исполнителями перед началом работ. При внесении пестицидов и агрохимикатов движение агрегатов должно осуществляться против ветра, а лица, работающие с ранцевой аппаратурой, не должны находиться относительно друг друга с подветренной стороны с целью исключения попадания их в зону опрыскивания.

При наземном опрыскивании пестицидами санитарные разрывы от населенных пунктов, источников питьевого и санитарно-бытового водопользования, мест отдыха населения и мест проведения ручных работ по уходу за сельскохозяйственными культурами должны составлять не менее 300 м.

При неблагоприятной «розе ветров» эти разрывы могут быть увеличены с учетом конкретной обстановки.

Внесение пестицидов в почву (гранулы, растворы, порошки, сжиженные газы) разрешается только с помощью специальной аппаратуры (фумигаторы, аппликаторы и др.). Не допускается использование для внесения гранулированных пестицидов в почву туковысевающих устройств. Использование авиации при проведении работ по защите сельскохозяйственных культур допускается лишь в случаях отсутствия возможности применения наземной техники или необходимости проведения обработок в сжатые сроки на больших площадях.

Использование авиации при проведении работ по защите сельскохозяйственных культур допускается лишь в случаях отсутствия возможности применения наземной техники или необходимости проведения обработок в сжатые сроки на больших площадях. При этом возможность, объемы, сроки, условия обработок и картограммы обрабатываемых площадей согласовываются с учреждениями госсанэпидслужбы, а также с территориальными станциями защиты растений и природоохранными организациями.

При проведении работ преимущественно должны использоваться летательные аппараты, в том числе сверхлегкая авиация, с возможно низкой высотой полета, обеспечивающей целенаправленное поступление препаратов на обрабатываемые посевы и исключение загрязнения прилегающей территории. Вновь внедряемые технологии обработок и применяемые летательные аппараты допускаются к использованию после гигиенической оценки в установленном порядке Минздравом России. Применение пестицидов и агрохимикатов в лесном хозяйстве допускается только в соответствии с регламентами, приведенными в Каталоге.

Не допускается применение пестицидов в водоохранных зонах, на территории государственных заповедников, природных (национальных) парков, заказников, памятников природы. Хозяйства не менее чем за 10 дней до начала применения обязаны широко информировать через средства массовой информации население и организации, в том числе оздоровительные, о предстоящей обработке лесов с указанием сроков проведения работ, конкретных лесничеств и основных профилактических мероприятиях. На расстоянии не менее чем 300 м от границы участков, подлежащих обработке, на всех дорогах и просеках лесхозом (леспромхозом) устанавливаются щиты размером 1 на 1,5 метра с предупредительными надписями: «Осторожно!

Применены пестициды и (или) агрохимикаты!

Запрещается пребывание людей до. (дата), сбор грибов и ягод до. (дата)» и т.д. Применение пестицидов и агрохимикатов в городах и других населенных пунктах допускается в соответствии с Каталогом.

В городских парках, скверах, бульварах, на улицах и проспектах, в том числе на трамвайных путях и путепроводах, обработки проводятся с минимальной нормой расхода пестицидов при условии соблюдения санитарных разрывов до жилых домов не менее 50 м. Во дворах и придомовых участках выборочная очаговая обработка допускается только в случае угрозы массового размножения вредителей или болезней зеленых насаждений с минимальной нормой расхода препарата. Не допускается применение любых пестицидов на территории детских, спортивных, медицинских учреждений, школ, предприятий общественного питания и торговли пищевыми продуктами, в пределах водоохранных зон рек, озер и водохранилищ, зон первого и второго поясов санитарной охраны источников водоснабжения, в непосредственной близости от воздухозаборных устройств.

Городские зеленые насаждения обрабатываются только при помощи наземной штанговой аппаратуры. Обработку насаждений пестицидами проводят в ранние утренние или вечерние часы (с 22 до 7 часов утра), в безветренную погоду, при наиболее низкой температуре воздуха, малой инсоляции и минимальных воздушных потоках.

Предпочтение следует отдавать очаговым обработкам растений.

В один прием не рекомендуется обрабатывать участки площадью более 5 га. Обработки лесопарков, садов и парков допускаются только при возможности соблюдения санитарных разрывов не менее 300 м между обрабатываемыми объектами и водоисточниками. Перед проведением обработок зеленых насаждений и других населенных пунктов станции защиты растений обязаны не менее чем за 5 дней оповещать жителей о предстоящих обработках.

На границах обработанного участка (у входа и выхода) устанавливаются предупредительные знаки безопасности, которые убирают только после окончания установленных сроков ожидания (периода, после которого возможно пребывание людей в зоне ранее проведенной обработки). До окончания этих сроков запрещается пребывание людей и домашних животных на обработанных площадях или вводятся те или иные ограничения исходя из мер предосторожности (безопасности).

При обработке пестицидами скверов и парков необходимо обеспечить защиту от загрязнения детских площадок, пищевых продуктов (в торговых точках — киосках, павильонах, ресторанах). Завоз пищевых продуктов и работа торгового объекта могут быть возобновлены после его влажной уборки. Гигиенические требования и меры безопасности при применении пестицидов и агрохимикатов в условиях фермерских и арендных хозяйств должны быть установлены и реализовываться в том же объеме, что и для коллективных хозяйств и сельскохозяйственных производств.
Гигиенические требования и меры безопасности при применении пестицидов и агрохимикатов в условиях фермерских и арендных хозяйств должны быть установлены и реализовываться в том же объеме, что и для коллективных хозяйств и сельскохозяйственных производств. К числу весьма вредных веществ для земель (почв) и всей природы относятся радиоактивные вещества и радиоактивные отходы.

Эти вещества накапливаются в организме животных, людей, в почвах, земле, водах, растительности, в атмосфере и могут приводить к опасным заболеваниям.

В прессе и специальной литературе приводятся факты серьезных нарушений законодательства об охране земель и окружающей среды от угрозы радиационного загрязнения.

Так, на совещании, организованном Комитетом Государственной Думы по экологии (г.

Мурманск) отмечались случаи «растаскивания» радиоактивного загрязненного металлолома, находящегося на территории АЭС и других ядерных объектах.

«Куски» такого металла находили в Воронеже, Таганроге, Томске, Челябинской области в т.д.

В защитной зоне Чернобыльской АЭС сосредоточено около одного миллиона тонн различных металлоконструкций. Украинские металлурги пытаются вовлечь этот металлолом в переплавку, однако современные технологии позволяют очистить радиоактивно загрязненный металл не более чем на 30% .

Существует угроза, как отмечают специалисты, поставки

«значительной части потенциально опасного металла из Украины на стройки в России»

. ——————————— Радиацию — под контроль. Российская газета. 2007. 7 марта.

Там же. Существуют общие для страны требования охраны окружающей среды от загрязнения радиоактивными веществами.

Прежде всего надо иметь в виду Федеральный закон от 10 января 2002 г.

N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями и дополнениями) . В статье 48 этого Закона устанавливаются общие требования в области охраны окружающей среды при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов. ——————————— Российская газета.

2002. 12 января. Юридические и физические лица обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки, применения, захоронения радиоактивных веществ (источников ионизирующих излучений) и ядерных материалов, не допускать превышение установленных предельно допустимых нормативов ионизирующего излучения, а в случае их превышения немедленно информировать органы исполнительной власти в области обеспечения радиационной безопасности о повышенных уровнях радиации, опасных для окружающей среды и здоровья человека, принимать меры по ликвидации очагов радиационного загрязнения. Юридические и физические лица, не обеспечивающие соблюдения правил обращения с радиоактивными веществами и ядерными материалами, а также радиоактивными отходами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ввоз в Российскую Федерацию радиоактивных отходов и ядерных материалов из иностранных государств в целях их хранения или захоронения, а также затопление, отправка в целях захоронения в космическое пространство радиоактивных отходов и ядерных материалов запрещаются, кроме случаев, установленных Федеральным законом.

Ввоз в Российскую Федерацию из иностранных государств облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов для осуществления временного технологического хранения и (или) их переработки разрешается в случае, если проведены государственная экологическая экспертиза и иные государственные экспертизы соответствующего проекта, предусмотренные законодательством Российской Федерации, обоснованы общее снижение риска радиационного воздействия и повышение уровня экологической безопасности в результате реализации соответствующего проекта. Ввоз в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации.

Порядок ввоза в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов устанавливается Правительством Российской Федерации исходя из основных принципов обеспечения нераспространения ядерного оружия, охраны окружающей среды и экономических интересов Российской Федерации, принимая во внимание приоритетность права возвратить образовавшиеся после переработки радиоактивные отходы в государство происхождения ядерных материалов или обеспечить их возвращение. Следующим нормативным правовым актом в области охраны окружающей среды от радиоактивного загрязнения является Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» .

Этот Закон устанавливает принципы обеспечения радиационной безопасности, мероприятия, проводимые в этих целях, государственное нормирование для обеспечения безопасности, лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения, производственный и общественный контроль за обеспечением радиационной безопасности и другие меры.

——————————— СЗ РФ.

1996. N 3. Ст. 141 (в ред. Федерального закона РФ от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ). Основными принципами обеспечения радиационной безопасности Закон признает принципы: нормирования — непревышения допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения; обоснования — запрещения всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением; оптимизации — поддержания на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных фактов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения. При радиационной аварии система радиационной безопасности населения основывается на следующих принципах: предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда; виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за исключением вреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной.

Радиационная безопасность обеспечивается комплексом мероприятий: проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера; осуществлением органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности; информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности; обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности.

Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических и иных документов по радиационной безопасности.
Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических и иных документов по радиационной безопасности.

Указанные акты не должны противоречить положениям Закона «Об охране окружающей среды».

Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы в области обеспечения радиационной безопасности утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти по санитарно-эпидемиологическому надзору. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, согласно ст.

22 Закона имеют право на радиационную безопасность. Это право обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения выше установленных норм, правил и нормативов, выполнения гражданами и организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, требований к обеспечению радиационной безопасности.

Граждане и общественные объединения имеют право на получение объективной информации от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности.

Представители общественных объединений имеют право доступа в организацию, осуществляющую деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Граждане, проживающие на территориях, прилегающих к организациям, которые осуществляют деятельность с использованием источников ионизирующего излучения и в которых существует возможность превышения установленных законом основных пределов доз, имеют право на социальную защиту. Порядок предоставления мер социальной защиты устанавливается законом.

Граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных настоящим Федеральным законом основных пределов доз, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 14 ЗК РФ установлено, что земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации.

На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, проведения на этих землях мелиоративных и культуртехнических работ определяется Правительством Российской Федерации с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия.
Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, проведения на этих землях мелиоративных и культуртехнических работ определяется Правительством Российской Федерации с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия. Лица, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель, повлекшее невозможность их использования по целевому назначению или ухудшение их качества, полностью возмещают убытки, а также компенсируют затраты на дезактивацию земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или возмещают собственникам земельных участков в пределах таких земель их стоимость в случае перевода их в земли запаса для консервации.

Важное предупредительное значение имеют учет и контроль за наличием в окружающей среде радиоактивных веществ (РВ) и радиоактивных отходов (РАО), которые проводятся на федеральном, региональном и ведомственном уровнях в соответствии с Правилами организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 октября 1997 г.

N 1298 . ——————————— СЗ РФ.

1997. N 42. Ст. 4782 (в ред. Постановления Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. N 49). Государственный учет и контроль РВ и РАО осуществляются с использованием информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку и передачу информации, ее защиту от несанкционированного доступа, обмен информацией с другими информационными системами в электронной форме в соответствии с требованиями законодательства РФ. Федеральные органы управления системой учета и контроля обеспечивают: учет и контроль РВ и РАО на федеральном уровне; сбор и анализ информации по учету и контролю РВ и РАО на региональном и ведомственном уровнях; формирование данных для государственного кадастра РАО о пунктах их хранения и захоронения, загрязненных радионуклидами территориях, находящихся в пределах зоны наблюдения организаций; организацию информационного взаимодействия органов управления системой учета и контроля федерального, регионального и ведомственного уровней; проведение научных, методических и программно-технических разработок для создания, функционирования и совершенствования системы учета и контроля; доведение их результатов до организаций, ведущих учет и контроль РВ и РАО, на всех уровнях; разработку совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти норм и правил (типовых форм учета и контроля РВ и РАО, методик определения количества и радионуклидного состава РВ и РАО и т.п.), единого информационного и совместимого программного обеспечения для ведения баз данных; координацию работ на федеральном уровне; представление органам государственной власти, федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление использованием атомной энергии, другим заинтересованным органам исполнительной власти информации о наличии и перемещении РВ и РАО, а также об их экспорте и импорте в объеме, необходимом для выполнения ими своих полномочий.

Органами управления системой учета и контроля на региональном уровне являются органы исполнительной власти субъектов РФ, которые в рамках своих полномочий обеспечивают: проведение на региональном уровне учета и контроля РВ и РАО в организациях, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ (кроме организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти); участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам учета и контроля РВ и РАО. Федеральные органы исполнительной власти, Российская академия наук, имеющие подведомственные организации, деятельность которых связана с производством, использованием, утилизацией, транспортированием, хранением и захоронением РВ и РАО, в рамках своих полномочий обеспечивают: учет и контроль РВ и РАО на ведомственном уровне; разработку и утверждение в установленном порядке ведомственных нормативных правовых актов по вопросам учета и контроля РВ и РАО; деятельность ведомственных информационно-аналитических организаций и центров сбора, обработки и передачи информации системы учета и контроля РВ и РАО.

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2020 года). Copyright © 2012-2019 Все права защищены.

Полное или частичное использование материалов возможно только с указанием прямой ссылки на сайт.

  1. Пользовательское соглашение
  2. Соглашение об использовании cookie-файлов
  3. Политика конфиденциальности
  4. Статьи

Следите за новостями в нашей группе

  1. Общие вопросы
  2. Понятия
  3. Учеба

Особенности использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению

Современная радиологическая обстановка в Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областях, подвергшихся интенсивному радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, остается неблагоприятной для проживания и жизнедеятельности людей. Сельскохозяйственное производство в этих областях ведется на площади 6690 тыс.

га, из них 2160 тыс. га сельскохозяйственных угодий имеют уровни загрязнения цезием-137 свыше 1 Ки/км2; 324,9 тыс. га — свыше 5 Ки/км2. Крупномасштабное радиоактивное загрязнение почв сельскохозяйственных угодий, связанное с деятельностью производственного объединения «Маяк» и радиационными инцидентами на Южном Урале, имеет место в Челябинской, Свердловской и Курганской областях, в том числе с плотностью загрязнения стронцием-90 от 0,1 до 1 Ки/км2 — более 700 тыс. га; свыше 1 Ки/км2 — 38,2 тыс.

га. В настоящее время радиационное воздействие на население, проживающее на радиоактивно загрязненных территориях, происходит в основном за счет потребления продуктов питания, загрязненных сверх установленных санитарно-гигиенических нормативов. Сохраняющийся высокий уровень радиоактивного загрязнения сельскохозяйственных угодий и низкие темпы снижения содержания радионуклидов в продукции обусловливают необходимость проведения комплекса реабилитационных мероприятий в агропромышленном комплексе, направленных на снижение перехода радионуклидов в цепочке: почва — сельскохозяйственная продукция — продукты питания — человек. Радиоактивное загрязнение — загрязнение поверхности Земли, атмосферы, воды либо продовольствия, пищевого сырья, кормов и различных предметов радиоактивными веществами в количествах, которые превышают уровень, установленный нормами радиационной безопасности и правилами работы с радиоактивными веществами.

Уровень радиоактивного загрязнения почв определяется в соответствии с санитарными правилами и нормами, гигиеническими нормативами, правилами радиационной безопасности и т.д. Результатом радиоактивного загрязнения может быть появление радиационно загрязненного участка территории, под которым понимается участок территории, представляющий опасность для здоровья населения и окружающей природной среды, подлежащий реабилитации после радиоактивного загрязнения в результате техногенной деятельности или размещения на нем снятых с эксплуатации особо радиационно опасных объектов (ст. 1 Федерального закона от 10.07.2001 № 92-ФЗ

«О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории»

).

В отношении такого участка разрабатываются специальные экологические программы, направленные на обеспечение радиационной безопасности населения, общее снижение риска воздействия радиации и улучшение экологической ситуации на радиационно загрязненных участках территории путем проведения мероприятий по реабилитации таких участков, утилизации или ликвидации выведенных из эксплуатации радиационно опасных объектов. Действующим законодательством предусмотрены и меры по реабилитации территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы.

На ней осуществляется комплекс экономических, правовых и других мер, направленных на оздоровление природной среды: научные исследования, контроль за состоянием природной среды и потенциально опасных в экологическом отношении объектов, государственная экологическая экспертиза хозяйственной и иной деятельности, снижение и компенсация ущерба, наносимого природе, в том числе прекращение воздействия на нее экологически опасных факторов, приведение радиационно загрязненных участков территории в экологически безопасное состояние, пригодное для хозяйственного использования и жизнедеятельности населения, возврат радиационно загрязненных территорий по мере их экологического оздоровления в хозяйственный оборот (ст. 12 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1

«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

). Химическое загрязнение почвы — изменение химического состава почвы, возникшее под прямым или косвенным воздействием фактора землепользования (промышленного, сельскохозяйственного, коммунального), вызывающее снижение ее качества и возможную опасность для здоровья населения.

Существуют специальные экологические требования, направленные на предотвращение данного вида загрязнений, включая обязательность государственной регистрации химических веществ, проведение экспертиз, нормирование и т.д. (ст. 47 Закона об охране окружающей среды). Лица, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель, повлекшее за собой невозможность их использования по целевому назначению или ухудшение их качества, полностью возмещают убытки в соответствии с положениями ст.

57 ЗК РФ, а также компенсируют затраты на дезактивацию земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или возмещают собственникам земельных участков в пределах таких земель их стоимость в случае перевода их в земли запаса для консервации. Загрязненные земли в зависимости от характера и уровня загрязнения или показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением:

  1. б) используются по целевому назначению с установлением особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности с целью обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой на этих землях продукции;
  2. а) переводятся в земли запаса для консервации в случае невозможности обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой на этих землях продукции, а также при отсутствии эффективных технологий восстановления загрязненных земель. Основания и порядок консервации земель определены постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 № 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота», а вопросам изменения категории земель, включая перечень органов власти, уполномоченных принимать об этом решения, посвящена ст. 8 ЗК РФ и Закон о переводе земель из одной категории в другую;
  3. в) используются но целевому назначению без установления особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности, если уровень загрязнения и показатели неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением, не превышают установленные нормативы.

На загрязненных землях, переводимых в земли запаса для консервации или используемых по целевому назначению с установлением особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности, с целью предотвращения воздействия неблагоприятных факторов на здоровье человека и окружающую среду и сохранения недвижимого имущества устанавливаются охранные зоны и определяются органы, учреждения и организации, обеспечивающие сохранение находящихся на загрязненных землях жилых домов, объектов производственного назначения, социального и культурно-бытового обслуживания населения.

В случае если такие территории представляют большую опасность для здоровья населения, им может быть придан особый эколого-правовой режим зоны экологического бедствия (ст. 57 Закона об охране окружающей среды). Однако на сегодняшний день такая возможность носит чисто теоретический характер.

Похожие главы из других книг:

Статья 9. Особенности перевода земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения или земельных участков в Нецелевое использование земли, перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель Согласно ранее действовавшего п.2 ст.79 ЗК РФ для строительства промышленных объектов и иных несельскохозяйственных нужд могли предоставляться земли с/х Статья 8.8.

Использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв Использование земель не по целевому назначению, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения 1. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с Статья 87.

Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения 1.

Землями промышленности, энергетики, Статья 14. Использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению 1. Земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством Статья 78.

Использование земель сельскохозяйственного назначения 1. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с Статья 87.

Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения 1.

Землями промышленности, энергетики, Статья 8. 8. Использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (в Статья 8.8. Использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране Статья 14 Использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению 1.

В ЗК 1991г. содержалось правило о том, что в случаях невозможности в ближайшее время восстановить плодородие земель, загрязненных химическими и радиоактивными веществами свыше Статья 78 Использование земель сельскохозяйственного назначения В комментируемой статье излагается перечень субъектов, которые в установленном законом порядке могут использовать земли сельскохозяйственного назначения. Перечень этих субъектов, с нашей точки зрения, Статья 87 Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения 1. Наименование данной категории земель, Статья 254.

Бесхозяйственное использование земель Бесхозяйственное использование земель, повлекшее длительное снижение или утрату их плодородия, вывод земель из сельскохозяйственного оборота, смыв гумусного слоя, нарушение структуры почвы, — наказывается штрафом до Тема VII. Охрана и рациональное использование земель Управление земельным фондом. — Общие экологические требования.

— Экологические требования к земледельцам.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+