Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Социальная работа с детьми оставшимися без попечения и надзора родителей

Социальная работа с детьми оставшимися без попечения и надзора родителей

2.2 Социальная помощь и защита прав ребенка

Одной из основных задач социальной помощи ребенку является устройство его дальнейшей судьбы с учетом всей совокупности обстоятельств в каждом конкретном случае. Основные группы детей: 1.Дети-сироты, у которых умерли родители; 2.Дети, родители которых лишены родительских прав; 3.Дети, временно лишившиеся родительского попечения (находятся в больнице, под следствием, в розыске, в заключение); 4.Дети из семей, где они подвергались физическому либо сексуальному насилию; из семей, где детей не кормят, оставляют на целый день или ночь одних без присмотра, где родители пьют или дебоширят, т.е. где дальнейшее их пребывание становится опасным для жизни; 5.Дети вынужденных переселенцев; 6.Дети, жилище которых находится в аварийном состоянии, либо оно отсутствует совсем, либо не отвечает санитарно-гигиеническим нормам.

Прежде чем принять по ребенку решение, нужно определить круг мероприятии по оказанию помощи, необходимо исследовать условия семейной жизни ребенка, его родственные и социальные связи (круг общения), интересы, данные о здоровье, получить данные о посещении дошкольных или образовательных учреждений. Вся эта работа в основном осуществляется социальным работником. Основные функции социального работника при работе с детьми, оставшимися без попечения родителей: 1.Сбор информации, касающейся социального статуса ребенка.

С этой целью работник посещает семью ребенка, изучает материальные условия, составляет акт обследования жилищно-бытовых условий, определяет психологический и моральный климат в семье, отношение родителей к ребенку, связывается с другими родственниками, соседями, школой, милицией и другими учреждениями. 2.Сбор и ведение документации на каждого ребенка в заведенное на него личное дело.

В папку собираются сведения о семье, акты посещения семьи ребенка, свидетельство о рождении (или копия), социальный номер, страховой полис, сберегательная книжка, опись имущества, решение суда и копии приговора, запросы в разные органы и т.

д. Обязательно отмечается, какая помощь, и поддержка были оказаны ребенку, и предполагаемое решение его дальнейшей судьбы. Для этой цели используется «Социальную карту ребенка».

Такая карта является удобной для оценки жизненной ситуации ребенка, правильности сопровождения ребенка, поскольку все мероприятия фиксируются в дневнике.

3.Установление контактов и поддержание связи с другими учреждениями, занимающимися оказанием помощи детям из неблагополучных семей. 4. Помощь директору учреждения в подготовке документов для возбуждения уголовных дел в интересах ребенка на усыновление, взятие под опеку или перевод в другое учреждение. 5.Социальная поддержка ребенка (устройство в школу, профессиональное училище и т.д.).

6. Наблюдение за условиями жизни детей, живших в приюте и вернувшихся в семью или взятых под опеку. Понятно, что эти задачи требуют тесного контакта социального работника и всего социального коллёктива Из сказанного следует, что важной задачей социального работника является изучение условий жизни семьи с тем, чтобы принять правильное решение о возможности возвращения в семью.

Нужно отметить, что социальный работник не обладает карательными функциями, его задача — полнее оценить ситуацию, а для этого необходимо установить контакт и взаимопонимание с ребенком и родственниками. Для достижения взаимопонимания социального работника и клиента применяеться ряд приемов. 1.Начать беседу с «разминки» — разговора на нейтральные темы.

1.Начать беседу с «разминки» — разговора на нейтральные темы.

Особенно важно соблюдать это правило, начиная разговор с подростками, потому что они переживают стадию освобождения от влияния взрослых и настороженно относятся к попытке проникнуть в их мир.

2.Продемонстрировать сочувственный отклик, выразить понимание сложности ситуаций. Чуткость способствует установлению контакта, так как собеседник начинает воспринимать социального работника как человека заинтересованного в его судьбе.

3.Относиться к клиенту «как к родному — быть естественным, искренним, не подавлять своих чувств. Манера общения — открытая, непринужденная. Такой метод общения способствует нейтрализации отрицательных эмоций клиента.

4.Прежде чем изучить интересующую социального работника проблему, следует проявить внимание к нынешнему состоянию клиента, на момент интервью.

После такой подготовки можно перейти к изучению интересующей проблемы. Во время последующей беседы с помощью поощрительных реплик поддерживать обратную связь.

Случается, что одного посещения недостаточно, приходится делать повторные визиты. Каждый раз составляется подробный неформальный отчет социального работника в «Тетради учета посещений семей», в которой излагаются условия жизни, обстановка на момент посещения, поведение родителей и других членов семьи, их реакция на данные о ребенке. Эти акты либо отчеты являются документом, который может быть использован при возбуждении дела о лишении родительских прав либо отобрании детей по суду.

Когда по разным причинам не получается попасть в семью или родители отказываются от беседы, тогда нужно опросить соседей, других родственников. Семьи, где развращали детей, принуждали к воровству, обману, совершенно не заботились об их устройстве в школу.

Дети из этих семей не имели кровати и спали в лохмотьях на полу, с которого даже линолеум был снят и пропит родителями. Таким образом, посещение социальным работником семьи ребенка дает вероятность решить вопрос о возвращении ребенка в семью. Или вызволения его из обстановки, опасной для его жизни и здоровья.

Если возвращение ребенка в семью по тем либо другим причинам невозможно.

А родственники не хотят или не могут взять его под опеку, готовятся документы на передачу его в школу-интернат или детский дом. Социальная помощь детям включает также помощь в решении жизненных проблем, то есть закреплении имеющегося жилья за ребенком, а также открытие счетов в Сбербанке на различные виды пенсии (по потери кормильца, социальные, алименты родителей, лишенных родительских прав).

В России создана законодательная база, разрешающая в той или иной мере защитить основные права ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации. Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — это предоставление им на время нахождении в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.

Обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте восемнадцати лет и старше, но не больше чем до двадцати трех лет имеют право на полное государственное обеспеченнее и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях.

Выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица, находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое нахождение в данном учреждении в связи с завершением обучения.

Дополнительные гарантии по социальной защите — законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во время получения ими очного профессионального образования.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее общее образование, зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение.

Обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения, выплачивается стипендия, размер которой возрастает не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплачивается сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики. Обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения выплачивается ежегодное пособие на получение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии. Выплата указанного пособия осуществляется в срок до 30 дней с начала учебного года за счет средств, выделяемых образовательным учреждениям из соответствующих бюджетов.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в образовательных учреждениях всех типов и видов, администрацией данных учреждений обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом в период каникул к месту жительства и обратно к месту учебы. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, за счет средств внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.

Право на труд может быть реализовано на основе следующих документов: Ш Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации». Конституция Российской Федерации о праве на труд, ст.37 [2]; Ш Постановление Минтруда Российской Федерации от 06.02.95 № 9 «Об утверждении рекомендаций по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите».
Конституция Российской Федерации о праве на труд, ст.37 [2]; Ш Постановление Минтруда Российской Федерации от 06.02.95 № 9

«Об утверждении рекомендаций по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите»

. Ш К группе населения, для которой производится в первую очередь квотирование рабочих мест, относится молодежь из числа сирот и оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетние, освобожденные из воспитательно-трудовых колоний, инвалиды и т.д.

Ш Запрещается использование труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами) [2]. Ш Лица моложе 21 года принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра [2].

Ш Работники в возрасте до 18 лет подлежат ежегодному медосмотру за счет средств работодателя [2] Ш Работникам моложе 18 лет ежегодный оплачиваемый отпуск устанавливается длительностью не менее 31 календарного дня и может быть использован ими в любое удобное для них время года.

Ш Рабочая неделя составляет для несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет — не больше 36 часов; подростков моложе 16 лет — не больше 24 часов [2] Ш Выпускники учебных заведений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве на работу обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием согласно приложению 4 постановления от 20.06.92 № 409, а также единовременным денежным пособием в сумме пяти минимальных размеров оплаты труда (Федеральный закон от 21.12.96 № 159-ФЗ (ред. от 29.02.2012 с изменениями, вступившими в силу 01.01.2013)

«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

). Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период нахождения в образовательных учреждениях либо учреждениях социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, на период службы в рядах ВС РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Лица этой категории, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях либо по окончании службы в рядах ВС РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет ведется по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна, приемная семья) либо по месту жительства (месту закрепления за ними жилой площади). Снятие их с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

Выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории РФ.

При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на получение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Требования законодательства о необходимости предварительного разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты, распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние временно отсутствуют, однако на момент приватизации имеют на это жилое помещение равное с собственниками или нанимателями право. В случае гибели родителей или принудительного размена жилой площади родителей, лишенных родительских прав, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот, опекуны, приемные родители обязаны в течение 3-месячного срока приватизировать жилую площадь, оформить договор передачи жилого помещения (либо его части) в собственность детям-сиротам.

Приватизация осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. Жилые помещения предоставляются в соответствии с установленной нормой в размере 12 кв.

м на одного человека (ст.38 ЖК РФ).[4] При предоставлении жилого помещения не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола старше 9 лет, кроме мужей.

Жилое помещение предоставляется с учетом состояния здоровья (ст.ст.

40,41 ЖК РФ) [4]. Право на дополнительную жилплощадь имеют граждане, страдающие тяжелыми формами хронического заболевания (СТ.39ЖК РФ) [4]. Предоставляемое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям (ст.40 ЖК РФ) [4] Время ставит в центр внимания социальные проблемы детства.
Предоставляемое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям (ст.40 ЖК РФ) [4] Время ставит в центр внимания социальные проблемы детства. Все мы хотим, чтобы в России стало меньше детей в интернатах, чтобы дети с улицы нашли свой дом, чтобы любой ребенок жил в нормальных условиях.

Решение социальных проблем детства требует не только адекватных действий государства и специалистов, но и решительного изменения отношения к этим детям социума в целом. Но сегодня в общественном сознании слишком много стереотипов, которые мешают возвращению трудных детей к нормальной жизни. Многие считают, что сегодняшние сироты и беспризорники это дети опустившихся родителей, психически и интеллектуально неполноценные.

Существуют разные формы устройства детей.

Оставшихся без попечения родителей, но особого внимания заслуживают альтернативные формы их устройства: · Возвращение детей в семью к биологическим родителям и к родственникам. · Опекунская семья. · Детский дом семейного типа. · Детская деревня · Детские диагностические дома.

· Временные дома для детей. · Центры социальной защиты. · Дома семейного типа Любой ребенок гораздо комфортней чувствует себя в семье, нежели в любом, пускай даже самом лучшем «воспитательном» доме, поэтому одна из лучших форм воспитания — это семья. Социальная работа с приемной семьей состоит из нескольких этапов: поиск приемной семьи; изучение будущей семьи и ее окружения; посещение семьи; вводное обучение предполагаемых «родителей»; помещение ребенка в данную семью Одной из основных задач социальной помощи ребенку является устройство его дальнейшей судьбы с учетом всей совокупности обстоятельств в каждом конкретном случае.

К тому же в России создана неплохая правовая помощь таких детей и семей, жалко, однако, что она не реализуется в полной мере. 1.Аверкин В. В помощь детям, оставшимся без попечения родителей//Защити меня. — 2000.- №4 — С.6 2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

3. Безлепкина Л. Ф. Семья нуждается в поддержке//Семья и школа. 1995. — № 6 4.Жилищный кодекс 5.Федеральный закон от 24 апреля 2008 г.

N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с изменениями от 18 июля 2009 г., 1 июля 2011 г.) 6.Постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан». 7.Положение о приемной семье, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 года № 829. 8. Архиреева Т. В. Родительство в гендерном аспекте.

Гендерная психология. Практикум.

2-е изд. / Под ред. И. С. Клециной. — СПб.: Питер, 2009. 9. Астахов П. Защита детей должна стать вопросом национальной безопасности [Электронный ресурс] / Известия.

— 2012. — URL: http://www.izvestia.ru/news/515708 10.Гурко Т.А. Родительство: социологические аспекты/ Гурко Т.А.// Центр общечеловеческих ценностей — М.: 2003.

— с. 164. 11. Гурко Т. А. Становление института приемной семьи в регионах / Белобородова О.

А. // Социологические исследования. — 2009. — № 12.- с. 55. 12.Кон И. С. Ребенок и общество. — М.: ИЦ Академия, 2003. — 336 с 13. Костина Е.Ю. История социальной работы. Издательство Дальневосточного университета, 2004.- с.68. 14.Панкратова Н.В. Социальное родительство / Солодников В.В. / Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные параметры, 2007, №3.- с.

/ Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные параметры, 2007, №3.- с. 105-111. Страница:

  1. 1

Технологии в социальной работе с детьми-сиротами, детьми оставшимися без попечения родителей

Татьяна Сенченкова 1.

Теоретические основы технологии социальной работы с детьми-сиротами Понятие и проблемы детей сирот В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей.

И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

Основанное на положениях ст. 121 Семейного кодекса законодательное определение терминов «дети сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей — сирот, оставшихся без попечения родителей».

Установлено, что дети сироты — это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.

В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.

Социальное сиротство — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.

д. Воспитание и образование детей-сирот является актуальной социально-педагогической проблемой. Дети-сироты в силу их особого социального статуса часто более подвержены негативному воздействию общественных процессов, таких, как апатия, потребительское отношение к жизни, асоциальное поведение, наркотизация и т.

д. Среди многих проблем вхождения в жизнь общества для детей-сирот доминируют неумение жить самостоятельно, строить свою семью. Разрыв между их представлениями о жизни и реальностью проявляется в отсутствии способностей ориентироваться в современной ситуации, изменять свое поведение и запросы в зависимости от обстоятельств, в неумении работать и др.

Разрыв между их представлениями о жизни и реальностью проявляется в отсутствии способностей ориентироваться в современной ситуации, изменять свое поведение и запросы в зависимости от обстоятельств, в неумении работать и др.

Технологии социальной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации В работе с детьми-сиротами, детьми оставшимися без попечения родителей применяются различные технологии и программы. Каждая из них имеет свою специфику, но у них у всех одна конечная цель.

Основными целями социальной работы с данной категорией являются: — создание системы социального обслуживания детей как государственно-общественной целостной системы социально-психологического сопровождения человека; — выявление факторов, обусловливающих развитие социального поведения несовершеннолетних и молодёжи; — оказание экстренной помощи детям оказавшимся в трудной жизненной ситуации; — увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; — создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может сохранять чувство собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих; — достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника (конечная цель). В наше непростое время социально-экономической нестабильности и кризисных явлений во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь дети.

Каждый ребенок в разные периоды своей жизни, а также в зависимости от социальных условий, в которых он может оказаться по независящим от него причинам, может оказаться в трудной жизненной ситуации и соответственно, будет нуждаться в помощи и защите в разной степени.

В связи с этим трудные жизненные ситуации детей классифицируются следующим образом: — дети, оставшиеся без попечения родителей; — дети, проживающие в малоимущих семьях; — дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов; — дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; — дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; — дети – жертвы экологических и техногенных катастроф; — дети – жертвы стихийных бедствий; дети – инвалиды; — дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; — дети с отклонениями в поведении; — дети, жизнеспособность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств; — дети – жертвы насилия; — дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; — дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях. У воспитанников масса проблем, так как в государственном учреждении у них нет чувства постоянного дома. Некоторым детям приходилось менять до шести населенных пунктов, включая место рождения и обучения после окончания школы, четыре или пять детских учреждений.

В 15–18 лет подростки вынуждены уходить из реабилитационного центра в неизвестность, решать проблему жилья, прописки.

Как минимум, она заключает в себе изменение места жительства и разрушение домашних связей. Домашние связи у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, разрушаются несколько раз: 1) собственно домашние связи и разлучение с родственниками; 2) домашние связи, когда ребенок начинает считать детское учреждение – домом, а воспитателей и детей – родственниками. Подобные переезды оставляют психологическую травму на всю жизнь.

Переезд из одного учреждения в другое для одних воспитанников – ожидание чего-то нового, для других – страх перед будущим.

Те, кого обижали в реабилитационном центре, ждут, что жизнь переменится к лучшему. У детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на протяжении истории призрения была возможность повысить свой статус в государственном учреждении относительно беспризорного.

Это реализуется за счет государства и за счет образования или профессии, которые обязательно стараются дать ребенку в воспитательном учреждении. На этом пути ребенка часто ограничены в получении школьного образования, многие из них не могут учиться в обычной школе, равняться в своих знаниях на детей, у которых есть родители.

Ограничения с получением специальности и работы связаны с жилищной проблемой. Закон предписывает выпускнику государственного учреждения возвращаться по месту рождения, с которым иногда связан только сам факт рождения.

Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, которые не общались с родителями во время пребывания в детском учреждении, или ничего не знают о своих родителях, начинают наводить о них справки. Некоторые молодые люди это делают после окончания школы, другого учебного заведения, после службы в армии.

Когда приходится устраиваться на работу и заново решать проблему прописки и жилья. Одни молодые люди могут узнать только о том, что родители были, но теперь их больше нет, другим удается получить сведения и о своей бывшей прописке или месте проживания, а значит – претендовать на жилье.

Если родители и дети соглашаются жить вместе, то нередко молодые люди начинают вести такой же асоциальный образ жизни, как и их родители. Можно говорить о негативной социализации. Иногда сами дети, делая вывод, что лучшая защита – это нападение, начинают издеваться над родителями, выгоняют их, продают жилье.

В некоторых случаях подросткам легче ассоциировать себя с негативной средой. Стать бомжами, вступить в банду, но не возвращаться к своим родителям.

До окончания школы (9 или 11 классов) дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации находятся в одном пространстве – детском учреждении, разной степени открытости/ закрытости и представляют собой определенную группу детей, подростков, связанных территориальным единством.

Дети каждой группы (детского учреждения) живут в одинаковых условиях, получают одинаковое воспитание и образование, имеют один социальный статус – воспитанника. Причина того, что дети объединены в группировку «воспитанники реабилитационного центра», заключается в опеке государства и в отсутствии родительской заботы. Коллективное единство – детское учреждение.

Новый коллектив, как и все общество вне детского учреждения – чужие. Если социализация проходит успешно, то чужак становится своим, «вписывается» в группу.

В качестве основных показателей социализации можно отметить: – насколько успешно воспитанник сумел дальше продолжить свое образование, получить профессиональную подготовку; – насколько успешно воспитанник сумел устроиться на работу; – насколько успешно он сумел создать свою семью, воспитать своих детей; – развитие социальной активности, самостоятельности, ответственности; – отсутствие девиантного поведения.

Для нормального развития личности необходимо удовлетворение не только биологических, но и социальных, духовных потребностей ребенка. Если удалось воспитать личность с осознанным отношением к себе, другим, обществу, Родине и т. д., личность с активной жизненной позицией, умеющую строить жизненную перспективу, конструктивно решать конфликты, умеющую взаимодействовать с окружающими, – то можно смело прогнозировать успешную социализацию такой личности.

Таким образом, социальная работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию широко развита и имеет различные направления, но ориентированы они в основном не на профилактику кризисных ситуаций, а на «борьбу» с последствиями попадания ребёнка в данную категорию граждан.

Невозможно разработать универсальный метод социальной помощи, технологию или программу способную одновременно эффективно решать различные проблемы данной категории детей. Поскольку характер проблем попадающих под классификацию дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию очень широк и разнообразен.

В структуру комплекса входит ряд подразделений: — служба социальной работы с семьей, которая занимается выявлением дезадаптированных детей на территории района, сотрудничает с различными учреждениями, органами правопорядка и общественными организациями.

В функции этой службы входят так же анализ факторов социальной дезадаптации, изучение особенностей личностного развития и поведения детей, анализ жизненных ситуаций в семьях, определение причин возникновения конфликтов, корректирование семейных отношений.

Кроме этого, специалисты способствуют изменению отношения детей к учебной деятельности, восстановлению их социального статуса, оказывают помощь в профессиональной ориентации, получении специальности и трудоустройстве родителей. Специалисты службы взаимодействуют с ИДН, РОНО и др., проводят первичный прием клиентов, накапливают информацию, проводят необходимую социальную работу с семьями и отдельно с детьми, корректируют деятельность других служб комплекса, осуществляют индивидуальный подход, т. е. учитывают реальную жизненную ситуацию.

— юридическая служба, которая консультирует клиентов по всем юридическим вопросам, составляет документы, необходимые для защиты прав клиента, отстаивает интересы клиентов. — психологическая служба, которая проводит психодиагностику, информирует социальных работников о психических особенностях клиентов, вырабатывает конкретные рекомендации по предотвращению и разрешению конфликтных ситуаций. Основные направления работы с детьми-сиротами, детьми оставшимися без попечения родителей Учитывая особенности контингента детей, попадающих в ЦССВ необходимо продумать содержание работы с детьми, хотя довольно разумной является мысль о разделении на временные этапы нахождения ребенка в каждом конкретном учреждении.

Пребывание ребенка в Центре имеет четко выраженную конечную цель, которой предшествует конкретная промежуточная. Выделение целей облегчает воспитателю, педагогу и самому ребенку прослеживать его жизненный путь, позволяет добиваться конечных целей, постепенно усложнять требования к ребенку.

Такое содержание работы позволяет увидеть и почувствовать изменения в самом себе, в своем поведении, в образе жизни, быть активным участником всей работы.

Время пребывания ребенка в центре, помогает воспитателю сосредоточить внимание на развитии именно тех навыков, которые необходимы в данный момент.

Овладение навыками, необходимыми для нормальной жизни на каждом временном этапе, легко увидеть, они облегчают адаптацию ребенка к жизни как в учреждении, так и выживании вообще.

Время пребывания ребенка в ЦССВ будет разным по длительности, но условно оно делится на несколько этапов: Первый этап условно называется этапом формирования чувства безопасности, который, может охватывать время от начала работы по устройства ребенка в конкретное учреждение до 5-6 недель пребывания в нем.

Второй этап направлен на организацию жизни ребенка в центре.

Данный этап охватывает весь период пребывания ребенка в конкретном учреждении и по длительности продолжатся от трех месяцев до самостоятельного выхода в жизнь. Третий этап включает организацию и проведение разного вида реабилитационной работы с детьми. На данном этапе предполагаются индивидуальные и групповые формы работы с детьми и подростками в течении всего времени пребывания в центре.

Четвертый этап предполагает самоопределение воспитанников центра, в том числе и профессиональные. Данный этап охватывает все время пребывания ребенка в данном учреждении, а виды работы и формы зависят от возраста ребенка. Пятый этап связан со временем, когда воспитанник покидает центр и его готовят к выходу в самостоятельную жизнь.

Время его прохождения очень индивидуально, зависит от конкретной цели, которую реализует воспитанник учреждения.

Сроки прохождения этапов по времени будут зависеть от многих причин и определяться следующими факторами: — возможностями территорий по оказанию социальной помощи детям и подросткам; — возрастом ребенка и конечной целью его пребывания в данном учреждении; — профессиональным самоопределением воспитанника; — целью его самостоятельной жизни. Таким образом, разделение времени пребывания ребенка в центре на этапы позволяет четко разграничить функции, которые при этом выполняют все специалисты, имеющие отношение к ребенку.

2. Особенности социальной работы с детьми-сиротами. Анализ деятельности ЦССВ Жизнь ребенка в условиях центра, ограниченных социальных влияний, обуславливает особое психоэмоциональное развитие ребенка.

Поэтому психолого-педагогическое сопровождение — важная часть в становлении и социализации личности воспитанника. Модель работы в Центре выстроена таким образом, что ребенок получает всестороннюю помощь и защиту силами того или иного подразделения учреждения. Отделение воспитательно-реабилитационной работы оказывает воспитательные функции, в него помимо педагогов входят также психологи и учителя, оказывающие репетиторскую помощь.

В отделение социально-правового сопровождения входят социальные педагоги и юрист, которые отвечают за защиту прав и интересов ребенка, представление его интересов в различных учреждениях, сохранность его жилья и т. д. Отделение постинтернатного сопровождения – это инновационный метод работы, направленный на поддержку детей, из числа детей-сирот, а также выпускников детских домов различного возраста.

Им оказывается консультативная психологическая, социальная, юридическая и иная помощь по необходимости. Проводятся занятия по адаптации, занятия с семьями и детьми самих выпускников. Отделение дополнительного образования обеспечивает организацию досуга ребенка, развитие его творческих способностей и сохранность физической формы и здоровья.

Отделение медицинских услуг помимо оказания ежедневной круглосуточной медицинской помощи отвечает также за проведение ежегодной диспансеризации воспитанников. Педагогам ЦССВ известен метод проектирования, который является актуальным и имеет ряд положительных сторон: возможность использовать разнообразные методы и приемы, формирование важных социальных навыков, обучение детей самостоятельности и инициативности, возможность практически применить полученные знания, умения, навыки, развивать творческие способности детей. Работа ведется по следующим направлениям: образовательно-воспитательная, коррекционно-развивающая, культурно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа.

На каждого ребенка составляется индивидуальный план развития и дальнейшего жизнеустройства воспитанника ЦССВ. 3. Рекомендации педагогам ЦССВ по работе с детьми-сиротами, детьми оставшимися без попечения родителей.

Одна из важнейших проблем в центре – потребность детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в любви. Депривация этой потребности влечет множество нарушений в развитии личности воспитанников. Учитывая потребность у воспитанников центра в неформальном общении с взрослыми, искажением его форм, а так же то, что общение – ведущая деятельность для подростков, неумение конструктивно общаться, ведет к значительным трудностям в социализации воспитанников, в повседневном общении с детьми воспитателям необходимо использовать технологии развивающего общения.

Мероприятия, применяемые на практике в центре имеют свою направленность, и все они ведут к положительным результатам и нужны в нашем обществе. Однако, идеальную социальную программу создать невозможно, поскольку невозможно подобрать универсальный метод решения, подходящий для всех проблем одновременно.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+