Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Сущность организации местного самоуправления

Сущность организации местного самоуправления

Введение

Одним из важнейших направлений развития современной российской государственности остается оптимизация организации деятельности органов местного самоуправления. Можно без преувеличения сказать, что повышение эффективности деятельности таких органов является важным условием обеспечения стабильности в обществе в целом. Широкое вовлечение граждан в решение проблем местной жизни, результативное удовлетворение повседневных потребностей населения, строгое соблюдение законодательных положений при соблюдении и поддержании баланса государственных и местных интересов, т.е.

общих интересов жителей каждого муниципального образования, способны заложить прочный фундамент для гражданского согласия. Проблемы теории местного самоуправления, его правового регулирования и практики организации уже многие десятилетия являются предметом научного осмысления и широких общественных дискуссий. В XIX в. возникло множество теорий местного самоуправления, которые до сих пор остаются актуальными и продолжают влиять на его практическую реализацию.

Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем, функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства.

Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное.

Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность. В соответствии с Конституцией Российской Федерации народ вправе осуществлять свою власть не только через органы государственной власти и непосредственно, но и через органы местного самоуправления.

местное самоуправление орган представительный Местное самоуправление — одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления.

Во всем мире вопросам местного самоуправления отводится значительная роль, оно рассматривается как нижний уровень управления, неотъемлемый признак демократического государства, школа политических лидеров. Что же представляет собой понятие «местное самоуправление»?

Можно выделить три основных направления, которые тем не менее не исчерпывают всего многообразия существующих в юридической литературе определений этого понятия. Первое, распространенное в основном в дореволюционной юридической науке, касается местного самоуправления как разновидности управления. В.П. Безобразов, Н.М. Коркунов характеризуют местное самоуправление как составную часть государственного управления, которое может осуществляться местными жителями.

Второе направление — современное — понимает местное самоуправление как систему организации и деятельности граждан, обеспечивающую самостоятельное (под свою ответственность) решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. Для третьего направления характерно понимание местного самоуправления как участия местных жителей в решении задач местного значения и как одного из видов управления. Решающее значение для понимания природы местного самоуправления должны иметь такие факторы, как наличие или отсутствие государственно-властных начал в местном самоуправлении, его положение в системе управления данного государства, набор функций местного самоуправления, его материально-финансовая база.

В основе учения о местном самоуправлении лежит мысль о том, что население и образуемые им органы могут сами гораздо лучше решать задачи повышения уровня и качества жизни, эффективнее помогать людям, нежели государственные органы при централизованном управлении местными делами.

Для осуществления местного самоуправления необходимы инициатива и желание граждан заниматься местными делами, финансово-экономические возможности и другие ресурсы территории, позволяющие проживающему на ней населению самостоятельно и ответственно решать местные проблемы. Местное самоуправление — это способ децентрализации власти, при котором ее нижний уровень, наиболее приближенный к населению, обладает значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни, избирается жителями и несет ответственность перед ними.
Местное самоуправление — это способ децентрализации власти, при котором ее нижний уровень, наиболее приближенный к населению, обладает значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни, избирается жителями и несет ответственность перед ними.

Местное самоуправление — это власть организационно обособленная, подразумевающая невмешательство государства в местные вопросы жизнедеятельности людей. Статья 12 Конституции Российской Федерации устанавливает, что местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти и является самостоятельным в пределах своих полномочий.

При этом система местного самоуправления — это не государство в государстве: она интегрирована в общую систему государственного управления и занимает в ней особое место, обладая самостоятельностью. Можно говорить лишь об известных пределах независимости органов местного самоуправления в решении местных дел — тех пределах, которые устанавливает Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство.

Понятие «местное самоуправление» в странах современного мира обычно охватывает два вида органов: 1. местный представительный орган (совет, ассамблея, собрание и т.п.), избираемый населением соответствующей административно-территориальной единицы. Этот орган, как правило, принимает решения по наиболее важным местным вопросам.

2. местный исполнительный орган (мэр, бургомистр, глава администрации и т.д.), либо избираемый, либо назначаемый.

Этот орган выполняет решения представительного органа и осуществляет оперативное управление, кроме того, на местный исполнительный орган могут быть возложены и некоторые общегосударственные функции. Местное самоуправление обладает определенными признаками, которые позволяют отличать его от управления вообще, местного управления и других целенаправленных воздействий. Можно выделить шесть основных критериев местного самоуправления.

К ним относятся: возможность самостоятельного существования территориального образования (автономный бюджет, административный контроль над подведомственными ему территориями) — для промежуточных территориальных структур, возможность и средства решения вопросов местного значения — для низовых (основных территориальных структур); наличие и реальное функционирование местных представительных органов; соблюдение принципа невмешательства центральной власти в решение вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления; отсутствие непосредственной (вертикальной) подчиненности местного органа власти вышестоящему; реальная возможность участия всего населения соответствующей территории в процессах выработки и принятия решений по всем основным вопросам местного значения; выборность всего состава местных органов власти на широкой демократической основе, регулярная сменяемость и отчетность перед избирателями; гарантии социальной защиты населения, образующего местное сообщество; свобода и ответственность местных органов самоуправления в рамках своей компетенции при имеющихся ресурсах.

Система местного самоуправления — это совокупность мероприятий, методов и средств, направленных на упорядочение деятельности местного сообщества по решению стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самостоятельности с целью улучшения качества жизни населения территории (региона) и увеличения его вклада в развитие всего общества.

Основная цель создания и применения системы местного самоуправления — улучшения качества жизни местного сообщества и увеличение его вклада в развитие всей страны.

Основные методы системы местного самоуправления: экономические (в том числе монетаристские); организационно-распорядительные; социально-психологические.

Вузру

Каждая социальная система характеризуется определённым сочетанием управления и самоуправления.

Управление – это активность, направленная на систему и поступающее извне. Самоуправление – это внутреннее воздействие, которое система вырабатывает сама. Если управление можно представить как систему отношений между управляющими (субъектами управления) и управляемыми (объектами управления), то самоуправление – это управление, субъекты и объекты которого совпадают.

В целом местное самоуправление – это многозначное явление, которое можно рассмотреть с различных сторон: 1) местное самоуправление как одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип осуществлении власти в обществе и государстве, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления на местном уровне в демократическом правовом государстве; 2) местное самоуправление как право граждан (населения) данной территории на самостоятельное заведование местными делами; 3) местное самоуправление как деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения; 4) местное самоуправление как одна из предусмотренных Конституцией России форм народовластия; 5) местное самоуправление как один из видов социального управления, так как его задачей является управление обществом.

Вообще, местное самоуправление можно рассматривать как способность и правомочность местных сообществ независимо от государственных органов решать вопросы местного значения.

Вопросы местного значения понимаются здесь в качестве вопросов обеспечения каждодневной жизнедеятельности населения.

Местные сообщества проявляют свою активность через деятельность ряда институтов. Во-первых, через органы и должностных лиц местного самоуправления.

Их можно подразделить на две ветви: выборные представительные органы местной власти и исполнительно-распорядительные органы, их структурные звенья, должностные лица.

Во-вторых, местные сообщества выражают свою волю через местных жителей, обладающих правом избирать и участвующих в местных референдумах, сходах и собраниях. В эпоху Просвещения (конец XVII-XVIII вв.) в теорию местного самоуправления были заложены первые идеи – это идеи представительного правления, разделения властей, естественных прав, свободной общины.

Знаменитый французский просветитель Ж.-Ж.

Руссо рассуждал о естественных правах общин, что можно понимать как автономию местной власти. Президент США, один из отцов-основателей этого государства, Томас Джефферсон говорил о «республиках в миниатюре», о поселениях со значительным уровнем самоуправления, которые принимают решение всем населением.

Президент США, один из отцов-основателей этого государства, Томас Джефферсон говорил о «республиках в миниатюре», о поселениях со значительным уровнем самоуправления, которые принимают решение всем населением. Немецкие исследователи Г. Штимпфл и X. Шоллер датируют появление понятия «местное самоуправление» событиями Великой французской революции, что отражает, по их убеждению, факт независимости и самостоятельность общины по отношению к государству.

Они заявляют, что понятие «самоуправление» вошло в лексикон как раз в связи с местным самоуправлением. С этой точкой зрения согласны авторы монографии

«Институты самоуправления: историко-правовое исследование»

. При рассмотрении местного самоуправления Германии XIX века они указывают, что понятие «самоуправление» формируется в правовой науке в 1850-е гг., а до того и законодательство, и управленческая наука Германии знали только о местном и территориальном управлении.

Со временем сформировалось несколько теорий местного самоуправления, которые по-разному интерпретировали сущность данного явления. Первой была выдвинута теория свободной общины, основоположниками которой были учёные Э.

Майер, О. Лабанд и О. Ресслер.

Они считали, что к трём государственным властям (законодательной, исполнительной и судебной) должна быть присоединена четвёртая – власть общины. В соответствии с положениями данной теории община – независимая от государства и центральной власти форма самоорганизации людей. Она предшествует государству, и обязанность государства – признать независимость общины.

Единственным носителем власти в свободной общине является народ.

Из этого следует, что область деятельности общины отлична от государственной, государственное вмешательство в дела общины неприемлемо, а управляющий класс общины не должен совпадать с государственными чиновниками. Для теории общины свойственны следующие фундаментальные принципы организации местной власти: – выборность органов самоуправления самими членами общины; – разделение дел, которыми ведает община, на собственные и порученные ей государством; – признание органов местного самоуправления органами общин, а не государства; – невмешательство государственных органов в компетенцию общины, однако государство должно иметь возможность ограничивать общину, если та превышает свои полномочия.
Для теории общины свойственны следующие фундаментальные принципы организации местной власти: – выборность органов самоуправления самими членами общины; – разделение дел, которыми ведает община, на собственные и порученные ей государством; – признание органов местного самоуправления органами общин, а не государства; – невмешательство государственных органов в компетенцию общины, однако государство должно иметь возможность ограничивать общину, если та превышает свои полномочия.

Н.И. Лазаревский, давая характеристику данной теории, отмечал: «Община, действительно, исторически была старше государства. Опираясь на этот исторический факт, можно было говорить об общине как естественном, в силу вещей необходимом, союзе, который создан не государством и который поэтому является для государства неприкосновенным». Еще по теме: Общественная (общественно-хозяйственная) теория, основоположниками которой были Р.

Моль, В.Н. Лешков и А.И. Васильчиков, также исходит из противопоставления интересов государства и общины, но обосновывает это иначе, подчеркивая негосударственную, главным образом хозяйственную сущность деятельности органов местного самоуправления, принципиально отличающихся от органов государственной власти. Обществовед и правовед дореволюционной эпохи Н.М.

Коркунов так определял содержание этой теории: «Общественная теория видит сущность самоуправления в предоставлении местному сообществу самому ведать свои общественные интересы и сохранении за правительственными органами заведование одними только государственными делами». Представители данной теории считают, что местное самоуправления представляет собой деятельность по развитию местного хозяйства.

Представители данной теории считают, что местное самоуправления представляет собой деятельность по развитию местного хозяйства. Сущностью местного самоуправления должно выступить свободное и самостоятельное заведование своими делами, решение местных вопросов самим местным сообществом, а не органами государственной власти.

В.Н. Лешков – один из приверженцев общественно-хозяйственной теории, указывал на сущностное различие между природой власти органов государства и местного самоуправления. Различие, по мнению В.Н. Лешкова, заключалось в выборности органов местного самоуправления, в противовес императивной необходимости власти в государстве.

Ещё один защитник данной теории, русский учёный А.И. Васильчиков выступал за чёткое разграничение прав и полномочий органов местного самоуправления и государственной власти.

Надо заметить, что общественно-хозяйственная теория сильно повлияла на российскую реформу местного самоуправления второй половины XIX века.

Так, земские учреждения были признаны не государственными, а общественными учреждениями, которые существовали для реализации своих специфических хозяйственных задач. В XIX веке немецкими учеными Р.

Гнейстом и Л. Штайном была предложена государственная теория местного самоуправления. Государственная теория имела большое влияние в России. Она получила своё развитие в трудах известных государствоведов Н.И.

Лазаревского, А.Д. Градовского и В.П.

Безобразова. Представители данной теории определяют суть местного самоуправления как одну из форм местного государственного управления. То есть, по их представлению, местное самоуправление имеет точно такую же природу, что и государственная власть.

Всю свою власть и полномочия органы местного самоуправления получают от государства, а разница заключается лишь в том, что местное самоуправление осуществляется самими жителями, а не государственными служащими. Так как государственные чиновники лишены инициативности и не зависят от местных жителей, некоторые государственные вопросы переданы в ведение органов местного самоуправления, что должно увеличить эффективность решения данных вопросов.

В отличие от назначенного из центра государственного служащего, для представителей местного населения приоритетными в первую очередь являются интересы этого самого населения.

Рудольф фон Гнейст полагал, что самые уважаемые члены местных общин должны на безвозмездной основе осуществлять функции местного самоуправления, и считал, что местное самоуправление должно быть связано с системой почётных и безвозмездных должностей. Лоренц фон Штайн предполагал, что местные территориальные коллективы являются специфическими субъектами права, юридическими лицами и что они имеют особую юридическую взаимосвязь с государством. Большинство тогдашних правоведов и теоретиков государства поддержали взгляды Лоренца фон Штайна.

Н.И. Лазаревский определял местное самоуправление как “систему децентрализованного государственного управления, где децентрализация обеспечивается рядом юридических гарантий, которые, с одной стороны, ограничивают самостоятельность органов местного самоуправления, а с другой, обеспечивают тесную связь государства с данной местностью и ее населением”.

По его убеждению, “государственная власть является совокупностью полномочий монарха, коронной администрации, парламента, органов самоуправления”. Другой представитель государственной теории В.П.

Безобразов считал, что органы местного самоуправления по определению должны быть включены в государственную систему управления. Основанием для локалистской теории местного самоуправления послужили идеи классического либерального демократизма.

Главные черты и характерные особенности данного подхода заключаются в следующем: — местное самоуправление нужно затем, чтобы реализовать реальное разделение властей и вовлечь граждан в процесс принятия управленческих решений; — демократия предполагает тесное сотрудничество власти и общества, обратную связь с гражданами, и местное самоуправление решает данную задачу; — быстрота реагирования на импульсы, исходящие от местного населения, обеспечивается открытостью и локальным характером местной власти; — органы местного самоуправления способны завоевать доверие местной общественности в силу своей доступности и эффективности. Для успешного функционирования социальной системы, по мнению представителей данной теории, необходимо воплотить в жизнь ряд мероприятий.

Во-первых, требуется законодательное разграничение полномочий трех уровней власти: центрального, регионального и местного. Во-вторых, местный подоходный налог должен собираться для обеспечения нужд самого местного населения. В-третьих, в основе избирательной системы, касающейся местных выборов, должен лежать принцип пропорционального представительства.

В-третьих, в основе избирательной системы, касающейся местных выборов, должен лежать принцип пропорционального представительства. В-четвёртых, система местного самоуправления должна быть горизонтальной, с одноуровневой организацией управления. Во многих своих чертах данная теория напоминает общественную теорию местного самоуправления.

В центре внимания неомарксистской теории местного самоуправления находится социальная роль местного самоуправления в разрешении классовых столкновений. Плодами данной теории чаще всего пользуются представители социал-демократических партий.

В рамках данной теории выделяются два направления: теория социальных отношений и теория регуляции. В теории социальных отношений развивается идея, согласно которой местному самоуправлению должно быть предоставлено право двойного представительства: местных интересов и общенациональных интересов на низовом уровне. Приверженцы теории регуляции считают, что местное самоуправление – это арена постоянных конфликтов.

И оно будет представлять собой совокупность противоречащих интересов до тех пор, пока не изменятся экономические условия и производственные отношения. Большинство современных учёных придерживается дуалистического подхода. Основой для него послужили идеи выдающегося немецкого социолога Макса Вебера, поэтому данный подход ещё называют “веберианским”.

Макс Вебер считал, что главную роль в деятельности властно-управленческих институтов играют элиты. Дуалистический подход подразделяется на две теории: теорию дуалистического государства и теорию дуалистической политики.

В теории дуалистического государства органы местного самоуправления выступают в первую очередь в качестве местного уровня органов государственной власти. Государство выполняет функцию социального инвестирования и социального потребления.

Социальное инвестирование – это обеспечение всем необходимым (товарами и услугами) частных фирм. Социальное потребление – обеспечение потребностей населения, которые не могут быть удовлетворены через рыночные механизмы.

Последнее как раз и осуществляется государственными органами на уровне местного самоуправления, в то время как социальное инвестирование – на уровне центральной и региональной властей.

Теория дуалистической политики характеризуется делением политики на “высокую” и “низкую”. Наиболее важные задачи, связанные с экономической деятельностью, законодательством, правопорядком, решаются на “высоком” уровне. Второстепенные же проблемы, такие как уборка улиц, городское планирование, облагораживание пространства города относятся к “низкой” политике, которая и отнесена к компетенции местной власти.

В результате деятельность системы зависит от установок центральной власти. Данный подход полностью соответствует государственной теории местного самоуправления. Следует отметить, что в России пока не разработаны современные теории и концепции местного самоуправления.

Выдрин И.В. Муниципальное право России: учебник — 4-е изд., перераб. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. С.

32 Чаннов С.Е. Муниципальное право: учебник, — М.: Юрайт, 2016. С. 24 Выдрин И.В. Муниципальное право России: учебник — 4-е изд., перераб. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. С.

50 Горный М.Б. Муниципальная политика и местное самоуправление в России. Часть II. Местное самоуправление: учеб. пособие, — СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, 2011.

С. 19 Зотов В.Б. Система муниципального управления: учебник для вузов, — СПб.: Лидер, 2005. С. 10 Горный М.Б. Муниципальная политика и местное самоуправление в России.

Часть I. Муниципальная политика: учеб. пособие, — СПб.: ЮТАС, 2010. С.

Рекомендуем прочесть:  За неуплату отключили газ

19 Лазаревский Н.И. Самоуправление. Мелкая земская единица: Сб. статей. — СПб., 1903. С. 7 Коркунов Н.М.

Русское государственное право. Т. 2. — СПб., 1909. — С. 489 Васильчиков А.И. О самоуправлении: сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений.

— СПб., 1891. С. 1—6 Пляйс Я.А.

Местное самоуправление в России и Германии.

История и современность: сб. ст., / под общей ред.

Я.А. Пляйса и Н.М. Мухарямова, — М.: РОССПЭН, 2012. С. 14 Рой О.М. Основы государственного и муниципального управления: учеб. пособие, — 4-е изд. – СПб.: Питер, 2013.

Безобразов В. П. Земские учреждения и самоуправление. М., 1874. С. 20 Зотов В.Б. Местное самоуправление: открытый урок – лекция, — М.: Российская Муниципальная Академия, 2016. С. 16 Постовой Н.В. Муниципальное право России: учебник/ Н.В.

Постовой, В.В. Таболин, Н.Н. Черногор. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юриспруденция, 2015. Постовой Н.В. Муниципальное право России: учебник/ Н.В.

Постовой, В.В. Таболин, Н.Н. Черногор. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юриспруденция, 2015. С. 78 Categories

Рассчитать стоимость

Услуги Информация Отправить заявку Спасибо!

× Спасибо × Заказать онлайн × × —Выберите регион— Автономная Республика Крым Алтайский край Амурская область Архангельская область Астраханская область Белгородская область Брянская область Владимирская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область Еврейская автономная область Забайкальский край Ивановская область Иркутская область Кабардино-Балкарская Республика Калининградская область Калужская область Камчатский край Кемеровская область Кировская область Костромская область Краснодарский край Красноярский край Курганская область Курская область Ленинградская область Липецкая область Магаданская область Московская область Мурманская область Нижегородская область Новгородская область Новосибирская область Омская область Оренбургская область Орловская область Пензенская область Пермский край Приморский край Псковская область Республика Адыгея Республика Алтай Республика Башкортостан Республика Бурятия Республика Дагестан Республика Ингушетия Республика Калмыкия Республика Карачаево-Черкессия Республика Карелия Республика Коми Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Саха (Якутия) Республика Северная Осетия — Алания Республика Татарстан Республика Тыва Республика Хакасия Ростовская область Рязанская область Самарская область Саратовская область Сахалинская область Свердловская область Смоленская область Ставропольский край Тамбовская область Тверская область Томская область Тульская область Тюменская область Удмуртская Республика Ульяновская область Хабаровский край ХМАО ЮГРА Челябинская область Чеченская Республика Чувашская Республика Ямало-Ненецкий автономный округ Ярославская область

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3 Общая характеристика местного самоуправления 5 1.1. Сущность и понятие местного самоуправления 5 1.2. Современные проблемы реализации функций местного самоуправления 11 Формы осуществления местного самоуправления в России 18 2.1.Структура органов местного самоуправления в РФ 18 2.2.Современное состояние местного самоуправления в РФ 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29 ПРИЛОЖЕНИЕ 31

Сущность местного самоуправления

 Для глубокого и содержательного исследования основных вех в развитии местного самоуправления, его места в политической системе российского общества в первую очередь необходимо раскрыть сущность и содержание этого понятия.

Вопрос терминологии — далеко не праздный, особенно когда речь идет о государственной стратегии.

От реального содержания «местное самоуправление» [3], в конечном счете, зависит объем социальной энергии, «осваиваемой» реальным механизмом, стоящим за этим термином. Сам термин «самоуправление» полисемантичен: не имеет вполне точного и единого научного значения и разными авторами трактуется по-разному. Термин «самоуправление» появился в Англии в конце XVII в.

После английской революции и отражал прежде всего состояние английского народа, самоуправляющегося с помощью парламента и местных представительных органов, не знающих административной опеки со стороны правительственного аппарата и его чиновников. В ч. 1 ст. 130 Конституции РФ закреплено, что местное самоуправление — это

«самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью»

[1].

Данное определение законодательно закреплено на уровне Федерального закона № 131 — ФЗ

«Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»

.

Местное самоуправление — организация деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории [2].

Более широкое понятие местного самоуправления подразумевает право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения [1]. Россия всегда тяготела к заимствованию и использованию зарубежного опыта.

Не стало исключения и отношение к местному самоуправлению.

Краткая характеристика зарубежных моделей показывает, что в рамках англосаксонской (английской), наряду с исполнительной, законодательной и судебной властью признается четвертая власть — местная (муниципальная, коммунальная, общинная).

На основании европейской континентальной (французской) модели органы местного самоуправления не является органами государства, но государство уступает им ряд правительственных прав в полном объеме, признавая тем самым их независимость и неприкосновенность.

Существует смешанная модель, когда местное самоуправление сходно как с англосаксонской, так и с континентальной моделями, обладает специфическими чертами. В основе советской модели лежит отрицание принципа разделения властей и провозглашение полновластия представительных органов (советов) на соответствующей территории. Если говорить о России, то исторический опыт свидетельствует, что здесь практически не существовало местного самоуправления в чистом виде, оно взаимодействовало с государством путем сочетания функций и полномочий и контролировалось государственной властью.

В. А. Сивицкий считает, что

«Статья 12 Конституции РФ о не вхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти»

возникла по тонким политико-психологическим соображениям, чтобы дать понять, что местное самоуправление — это нечто такое, во что государству не следует вмешиваться. Хотя все прекрасно понимают, что на самом деле — это государственная власть [3]. В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями.

Так, распространение получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель, континентальная, смешанная и советская модель. На основании Федерального закона № 131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

от 06.10.2003 г. Местное самоуправление создано на всей территории Росии, во всех поселениях с населением не менее 1000 человек.

В ходе реформы в 27 тыс. сельских поселениях и во всех городских поселениях появилось местное самоуправление. Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования. В Российской Федерации существуют 7 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях: – муниципальный район — несколько городских и/или сельских поселений – сельское поселение — один или несколько сельских населенных пунктов – городское поселение — один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа – городской округ — один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями – внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя).

Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136−ФЗ введено два новых вида муниципальных образований: – городской округ с внутригородским делением — городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования; – внутригородской район — внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления [2].

Границы и статус муниципальных образований установлены в 2003–2005 годах в рамках муниципальной реформы.

Порядок изменения границ и преобразования муниципальных образований установлен Федеральным законом. Принципы местного самоуправления — это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление делами. В принципах местного самоуправления находят отражение требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти.

Принципы предопределяют построение и функционирование муниципальной власти, помогают понять сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки. Они же выступают и в качестве критерия оценки действующей системы местного самоуправления, способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления.

Улучшение качества жизни местного сообщества и увеличение его вклада в развитие всей страны это главная цель создания системы местного самоуправления. Повышение эффективности функционирования всех предприятий и объектов — основа увеличения бюджетных и внебюджетных доходов местного сообщества.

Местное самоуправление нацелено на решение вопросов местного значения.

Отдельные местности имеют свои особенные нужды, которые лучше всего удовлетворяются местным самоуправлением.

Однако это не означает, что органы территориального самоуправления могут игнорировать задачи, имеющие общерегиональное или федеральное значение, но их решение следует осуществлять только в соответствии с законом и при обязательной передаче органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.

Местные интересы находятся в тесной связи с общими. Самоуправление должно согласовываться с деятельностью центральных органов.

Так как местное самоуправление базируется на основе принципов самоответственности, то этот термин следует понимать, как управление населением соответствующей территории своими делами и под свою ответственность. К предметам ведения местного самоуправления отнесен широкий круг вопросов, в том числе: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, формирование, утверждение и использование местного бюджета; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, учреждений здравоохранения, энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализация. Муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+